Конечно, мы уже давно не везем в Ургал лес с Украины, но еще многие стройматериалы вынуждены получать оттуда. Думаю, это не по-хозяйски. Одно дело – собрать несколько общежитий из «украинских» конструкций, и совсем другое дело – возводить город, для которого все – до последнего гвоздя! – приходится везти через всю страну. Нам надо скорее вводить в эксплуатацию свои, бамовские предприятия строительной индустрии.
В. ЧЕРЕНКОВ. Мне нравится, как в вашем поезде налажен учет. На счету каждый щит, каждый кубометр раствора, каждый кирпич. К сожалению, еще на многих стройках увидишь разбросанные материалы, оставленные под открытым небом инструменты и технику, рукотворные эвересты из застывшего, не пошедшего в дело раствора.
Однажды Сергей Миронович Киров увидел на стройке беспорядок и спросил: «Сколько стоит кирпич?» «Десять копеек», – ответили ему. «А если бы всюду валялись гривенники, неужели все так же равнодушно проходили бы мимо?» Я вижу, что у вас научились не только подбирать гривенники, но и не терять их. Несомненно, здесь сказали свое слово и народные контролеры и регулярные рейды «Комсомольского прожектора».
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. На строительстве той же пилорамы «прожектористы» как-то нашли разбросанные болты (они действительно шли по счету). Шум, должен сказать, они подняли страшный. Виновного искать не пришлось, он сам назвался, понимал, что нельзя прятаться за широкую спину бригады. Или был еще случай: один наш товарищ оставил под дождем электронаждак, и тот пришел в негодность. Мы об этом происшествии начальству, правда, не сообщили, но заставили человека и покраснеть от стыда и покорпеть над ремонтом механизма. Я считаю, что рейды наших «прожектористов» в первую очередь следует оценивать по тому воспитательному эффекту, который они приносят. Однажды к нам (я тогда руководил бригадой отделочников) нагрянули ребята из «Прожектора». Они обнаружили разбросанный инструмент и обругали, конечно, меня. Все девчонки слышали, как досталось бригадиру, стояли мрачные, а одна даже расплакалась – та, чей инструмент валялся на земле. Утешать мы ее не стали, решили – пусть немного помучается. И вот, представьте, через день она предложила всей бригаде соревноваться за сохранность инструмента и аккуратную эксплуатацию механизмов. Вскоре такое соревнование развернулось по всему поезду.
В. ЧЕРЕНКОВ. И по всему району. Хозяйское отношение к технике, механизмам, стройматериалам и конструкциям, высокоэффективное их использование – это только малая часть движения «Я – хозяин стройки». Сюда входят и инициатива по досрочному вводу объектов в эксплуатацию, причем обязательно с высоким качеством работ, и создание образцовых поселков и строительных подразделений, и хозяйский подход к проектированию и строительству производственных объектов, и охрана природы, и качественно новые отношения между людьми на работе и в быту... Ваши строители, чего таить, всколыхнули наш район основательно. Район у нас огромный, по территории он равен Бельгии и Дании, вместе взятым, а вот населения до начала строительства Байкало-Амурской магистрали у нас было всего 24 тысячи человек, из них 14 тысяч – в Чегдомыне, районном центре. Жили здесь не торопясь. БАМ же нарушил этот замедленный ритм жизни, подстегнул многих. Только за последние два года грузооборот на станции Ургал увеличился в шесть раз, а интенсивность движения автотранспорта возросла почти в сто (!) раз, и мы даже вынуждены были ограничить движение по центральной улице в Чегдомыне. Как в больших городах. В принципе он и будет со временем большим городом. У района хорошие перспективы. Тут богатые леса – значит, возникнут леспромхозы, большие залежи каменного угля – появятся новые шахты, есть плодородные земли – вырастут совхозы... Все эти перемены приносит району БАМ. Уже в 1979 году замкнется так называемое восточное кольцо – Известковая – Ургал – Березовый – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Известковая. Мы получим прямой выход к океану. Дорога откроет доступ к месторождениям полезных ископаемых, к ценнейшим породам пока нетронутого леса, сконцентрирует силы сразу пяти районов Хабаровского края. Теперь нам нужны люди, хозяева этого огромного района, его постоянные жители и патриоты.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Будет депо – будут и люди.
В. ЧЕРЕНКОВ. Нужны не просто «люди», не сезонные рабочие, не «временщики», как их называют, а истинные хозяева, как, например, рабочие вашего поезда. Кстати, хотят ли они стать настоящими дальневосточниками?
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Думаю, многие останутся здесь. Тяжело расставаться с тем, во что вложил душу. Я, к примеру, ехал сюда на год, а работаю уже третий. Очень хочется проехать по всей магистрали на поезде. Знаете, Владимир Евгеньевич, в детстве я совсем не думал стать строителем, но после окончания школы наш класс решил в полном составе пойти на стройку. Честно говоря, я пошел только потому, что не мог оторваться от класса, но теперь нисколько не жалею об этом. Я боюсь громких фраз, но должен сказать, что именно на стройке я нашел свое призвание.
В. ЧЕРЕНКОВ. И признание. Насколько я знаю, за успехи в девятой пятилетке ты награжден орденом Трудовой славы III степени.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Девятую пятилетку я заканчивал уже в Ургале, а наградили меня за работу на Харьковском домостроительном комбинате. Помню, получил оттуда поздравительную телеграмму и десятки раз перечитывал ее, радуясь и награде и тому, что на ДСК по-прежнему считают своим. Хотелось бы, чтобы шефский «энтузиазм» наших земляков не угасал. Это, поймите меня правильно, относится вовсе не к моей персоне. Помнится, в канун 1975 года прибыли к нам представители Донецкой области во главе с секретарем обкома комсомола, они привезли звуковые письма от родных и друзей, специальные выпуски газет, радиозапись концерта мастеров искусств Украины для строителей БАМа. И обещали приезжать к нам регулярно, но этот визит так и остался единственным. Дело вовсе не в количестве посещений. Мне вообще не нравится, что порой шефство земляков принимает форму благотворительности. Думаю, было бы полезнее наладить социалистическое соревнование между нашими бригадами и комсомольско-молодежными коллективами тех предприятий, посланцы которых работают на БАМе. Именно так соревнуются строители, приехавшие из Латвии, Литвы и Эстонии. Мы, к сожалению, таких контактов еще не наладили, хотя у всех рабочих нашего отряда «Харьков» тесные связи с предприятиями и организациями, отправившими их на БАМ. Есть у нас, что называется, «полномочные представители» тракторного и станкостроительного заводов, трамвайно-троллейбусного парка и автотранспортных предприятий...
В. ЧЕРЕНКОВ. Есть на БАМе и «представители» прославленного строителя Николая Анатольевича Злобина. Это бригадиры, прошедшие его школу на стройках Зеленограда, перенесшие его метод в наши края. Если их считать «детьми» Злобина, то у Николая Анатольевича здесь уже немало и «внуков». Первой в ССМП «Укрстройбам» взяла подряд бригада Дмитрия Чабана. Сейчас этот коллектив возводит крупнейшее здание в Чегдомыне – административный корпус дирекции восточного участка магистрали. И одновременно является школой, где проходят учебу многие наши строители, готовые перейти на работу по новому методу.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Злобинский метод хорош в первую очередь тем, что не оставляет людей равнодушными. Правда, рассказывая о нем, чаще всего делают упор на материальную заинтересованность строителей. Но, кроме материальной заинтересованности, этот метод подразумевает и материальную ответственность. А вместе с ней и моральную. Мне, например, понравилось, что известный на БАМе бригадир Владимир Мучицын, сам бывавший у Злобина и принимавший его у себя, долго готовился к тому, чтобы перевести свою бригаду на работу по-новому. А Мучицына торопили, на него нажимали, рассчитывая, наверное, что будет у бригады подряд и все пойдет само собой. Но дома-то строит не метод, строят их хорошо подготовленные люди. Вот Мучицын и готовил свою бригаду к работе по-злобински. Может быть, эта подготовка заняла бы и меньше времени, но строители должны еще учитывать реальные возможности планирования, финансирования, снабжения. Метод Злобина во многом осветил несовершенство в организации строительных работ на многих объектах и в то же время вскрыл немало резервов, показал, как люди в действительности могут работать.
В. ЧЕРЕНКОВ. Первыми на строительстве магистрали, как ни странно, подхватили метод Злобина не строители, а механизаторы.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Что же здесь странного?! Механизаторы не зависят от поставок стройматериалов...
В. ЧЕРЕНКОВ. Но они зависят от исправности автомашин, бульдозеров, экскаваторов, от того же снабжения запасными частями. Штаб ЦК ВЛКСМ на строительстве БАМ широко распространил инициативу молодых водителей Валерия Курочкина, Григория Запорожца и Николая Бороны. Это они еще 2 года
назад обратились ко всем механизаторам Всесоюзной ударной стройки с призывом экономно и высокопроизводительно использовать технику. Уже тысячи механизаторов приняли высокие социалистические обязательства по сверхплановому пробегу машин без капитального ремонта, по экономии горючесмазочных материалов, авторезины и запчастей. Этот почин нашел и неожиданное продолжение. Комитет комсомола Алтайского моторного завода, узнав о почине бамовцев, предложил комсомольским организациям управления строительства «Бамстройпуть», трестов «Бамстроймеханизация», «Мостострой-10» и «Тындастрой» заключить договор о социалистическом соревновании, направленном на оказание помощи в обеспечении строителей запасными частями, организацию консультаций по эксплуатации и ремонту двигателей и досрочное выполнение строителями заданий на всех видах техники с двигателями моторного завода. И не случайно на Алтайском заводе всегда могут сказать, как сработала та или иная комсомольско-молодежная бригада на... строительстве магистрали. Соревнование и требует в первую очередь гласности, информации.
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. И обмена опытом! Вот, например, наша бригада, которую возглавляет Геннадий Дубина, соревнуется с бригадой Александра Шатунова из Шимановска. Саша приезжал в Ургал заключать договор о соревновании и несколько дней провел на наших объектах, показывал, как работают шимановцы, как внедряют научную организацию труда в бригаде. И у нас он обнаружил кое-что полезное для себя.
В. ЧЕРЕНКОВ. Вот в таком взаимном обогащении и заключается главный смысл соцсоревнования. Ты помнишь, как работали ваши водители в первую зиму?
В. КРИВОБЛОЦКИЙ. Еще бы! Они, мне
кажется, больше ремонтировали, чем работали. Без конца летели рессоры, рассыпалась резина. Поначалу машины загружали только наполовину и ездили на самых малых скоростях. Потом комсорг автобазы Саша Слюсаренко поехал за советом к чегдомынским водителям. Тогда же был заключен договор о соревновании и взаимопомощи между нашей и районной автобазами. Местные шоферы, зная, конечно же, все тонкости эксплуатации автомобилей в таких условиях, здорово помогали нам...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.