Волга - Дон

опубликовано в номере №567, январь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Через каких-нибудь год - полтора советские люди станут свидетелями небывалого события: на параллели Сталинграда, этого замечательного города-героя, где, словно брат со своей старшей сестрой, встретится Дон с могучей Волгой, скрестятся древние водные пути, лежавшие прежде вдалеке друг от друга. Грузы, идущие из солнечной Туркмении, из предгорий Кавказа, с Украины, смогут быть переправлены в наши северные города самым дешёвым видом транспорта - водным. Пять морей - Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное - пришлют в Москву свои корабли.

«Проведение Волго-Донского судоходного канала является не частной и не краевой задачей, а задачей общесоюзного значения...» - сказано в постановлении Совета Министров СССР о строительстве Волго-Донского судоходного канала и орошении земель в Ростовской и Сталинградской областях.

В этом же постановлении мы читаем, что, учитывая успешный разворот строительных работ и высокую оснащённость Волгодонстроя мощными экскаваторами, строительными механизмами и транспортными средствами, позволяющими полностью механизировать земляные и бетонные работы. Совет Министров Союза ССР сократил сроки строительства на 2 года и что в навигацию 1952 года канал Волга - Дон уже вступит в действие.

Это ли не доказательство величайшей мощи нашей техники!

Одна из первых строек коммунизма, вступающих в действие, канал Волга - Дон изменит лицо придонских и сталинградских степей: ровными голубыми лентами заблестят оросительные каналы, несущие влагу полям, в сёлах и станицах зажгутся электрические огни, по Дону поплывут морские суда...

Геологоразведочные работы по изысканию трассы будущего канала были начаты ещё до войны. Прерванные в дни Сталинградской битвы, они уже в 1943 году возобновились с ещё большей энергией.

Предстоит построить Цимлянский гидроузел, с бетонной и земляными плотинами общей протяжённостью в 13,5 километра, гидроэлектростанцией мощностью в 160 тысяч киловатт и водохранилищем объёмом в 12,6 миллиарда кубических метров.

Мощные насосные станции, питающиеся энергией от Цимлянское ГЭС, будут перекачивать воду из этого водохранилища в судоходный и в Донской магистральный канал с прилегающими к нему оросительными каналами. Это позволит оросить 750 тысяч и обводнить 2 миллиона гектаров земли.

Величественны масштабы всего, что сооружается в наши дни! Общая длина магистрального и распределительных каналов составит 758 километров, а всех межколхозных и межхозяйственных оросительных систем - несколько тысяч километров!

На судоходном Волго-Донском канале длиною в 101 километр строится 13 шлюзов, 3 мощные насосные станции. Сложная система шлюзов даст возможность пароходам проходить из Дона в «Сталинградское море»

Всё оборудование сооружений судоходного канала будет электрифицировано, управление им автоматизировано и централизовано. Через канал пролягут шесть крупных железнодорожных и автодорожных мостов.

Строительство такого сооружения потребует огромного объёма земляных работ. К 1952 году нужно будет вынуть 164 миллиона кубометров земли, уложить 2 миллиона 860 тысяч кубометров бетона и железобетона.

Строительство насыщено новейшей могучей техникой: мощными экскаваторами, скреперами, землесосами, автомашинами большой грузоподъёмности, - это и даст возможность сократить сроки строительства, полностью механизировать самые трудоёмкие процессы.

Освежённый водой великих рек, зацветёт, ещё краше, ещё богаче станет хлебородный край, зашумят молодые кроны деревьев над зеркальной гладью каналов, морские чайки замелькают над высокой волной «Донского моря». Мягче станут зимы, тёплой влагой упадут летом дожди на прежде сухие, выжженные солнцем земли. Невиданные урожаи, новые, небывалые ещё здесь культуры станут вызревать для людей, изменивших природу.

Сейчас на Дону царит оживление. Жители Придонья и сталинградских степей помогают строителям успешно завершить строительство. Прокладываются шоссейные и железные дороги, возводятся рабочие посёлки, строятся подсобные предприятия, заводы.

Хутор Варваровка оказался в русле будущего водного пути. Жители хутора собираются переселяться в новые дома, выстроенные по соседству с каналом. Здесь вырастет целый посёлок, в который вольются, кроме того, селения Цыбенко и Гавриловна. Вокруг нового посёлка раскинутся плодородные орошаемые поля.

Сбывается вековая мечта народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены