...Вера и сменный мастер работу одобрили. Но Юру не покидали волнения: что скажет завтра заказчик? Вспоминая о том дне, говорит:
– Захожу в ателье сам не свой. Пытаюсь через открытую дверь склада рассмотреть, висят или нет «мои» брюки. Не заметил, что неподалеку Вера стоит. Говорит мне: «Выкупили брюки. Доволен заказчик».
Потом Кучин узнал, что первые брюки он шил, оказывается, для своего знакомого.
Но это далеко не все события, которые произошли в те два месяца, которые Юрий был учеником. Он запомнил и комсомольское собрание и торжественный вечер, на котором ему вручали первую получку, и «летучки» в цехе, которые были посвящены разбору его учебы.
Когда мы расставались, он сказал:
– За короткое время коллектив стал мне родным, потому что приняли меня как равного. Никто не жалел времени, чтобы меня научить. Поэтому я не изменю своему выбору.
А вот выписки из дневника Николая Чернова, который после школы пришел в строительный трест:
«Сегодня пятое сентября. Мой первый трудовой день. Неужели каждый день будет таким? Просто ужас. Я никак не мог доказать нашему бригадиру Вениамину Павловичу, что пришел на стройку по давнему замыслу, а не потому, что не смог поступить в институт. «Знаю я таких, – сказал он мне, – хотят на стройке годик перекантоваться – до следующих экзаменов». А чтобы я поскорее про институт забыл, послал меня поддоны для кирпичей ремонтировать. Без рукавиц я все руки исцарапал. В пять часов хотел доложить о выполнении задания, а никого уже нет. Все ушли домой. Так ни с кем из бригады не познакомился. Обидно».
«Вот и прошли две мои трудовые недели. Вчера познакомился с Николаем, секретарем комсомольской организации управления. Отругал меня за то, что не уплатил взносы. Я ему сказал, что еще не встал на учет. Отругал еще сильнее. Я пожаловался, что со мной три дня назад оскорбительно обошлись: Семен Ударцев сказал, что если я положу криво еще хоть один кирпич, он мне голову свернет. Николай не возмутился. Ничего, говорит, Горького каждую субботу пороли – великий писатель получился».
«Нет, наверное, не приспособленный я для жизни человек. Полтора месяца работаю, а ничего не умею. Сегодня мать увидела, что я плачу, и очень расстроилась. Я не нюня, но... В бригаде только и слышу: не до тебя, мне план надо выполнять, а за «байки» деньги не платят. А мне и не надо баек. Я хочу знать, зачем на стройку привезли кирпичи с какими-то специально сделанными ямками посередине. И еще, как можно разноцветными кирпичами выложить узор на стене. Я хотел бы работать, как Семен Ударцев. Большой мастер. Ну, почему он не понимает меня?»
«И слабак же я! Только начался ноябрь, а я уже в больнице. Простыл. Нет, без спецовки лучше не браться за кладку. На верхотуре ветер. Хоть и не смог я за два месяца хорошо познакомиться со всей бригадой, а за неделю болезни соскучился. Хоть бы пришли. И обязательно прямо со стройки: забрызганные раствором, припорошенные розовой кирпичной пылью. Придут, наверное, Ведь захочется же им узнать, почему я неделю не хожу на работу».
Николай Чернов пробыл в больнице три недели. Никто из треста к нему не пришел. Еще через месяц Николай уволился. До весны работал на Свердловском ремонтно-механическом заводе, а потом поступил учиться в Уральский политехнический институт. Недавно мы с ним побывали в «его» бригаде. Бригадир Вениамин Павлович Серебряков встретил нас восклицанием:
– Ну, кто был прав?! Сбежал, как я и говорил. Знаю я таких! Чистюли.
Мы показали ему дневник Николая. И я увидел, как, читая дневник, бригадир покраснел. Потом задумался и с трудом сказал:
– Не держи зла, Николай. Не знаю, каким ты будешь инженером, но строителем был бы хорошим. Моя вина – проглядели тебя.
Итак, первая причина разочарования в профессии понятна. Не стоит ломать голову над тем, как ее устранить. Главным рычагом в этом является, если можно так сказать, узаконивание наставничества. Что это такое? Можно обратиться к опыту многих предприятий области, где наставник добровольно берет себе ученика, но потом это закрепляется приказом руководителя предприятия. После приказа наставник и ученик подписывают совместный договор. Наставник указывает срок, к которому подготовит ученика для сдачи на разряд, покажет весь завод, познакомится с родителями и друзьями ученика... Да, мы совсем забыли сказать, что в приказе о закреплении наставников проставлена сумма, которую наставник будет получать за воспитательную работу. На различных предприятиях сумма ежемесячного вознаграждения колеблется от 20 до 35 рублей. О выполнении своих договорных обязательств наставник каждый месяц докладывает на заседании совета наставников. После дополнительной проверки совет выносит наставнику оценку. Она тоже влияет на сумму вознаграждения.
Об этом хорошо написал в «Смене» (№ 24, 1977 год) в статье «Подготовка к совершенству» заместитель директора Коломенского тепловозостроительного завода имени Куйбышева тов. Романов.
Хорошая система. Но действует она далеко не везде. И «бесхозные» ученики уходят с предприятий.
Представим, что подобные рекомендации взяты на вооружение всеми. Будет решена проблема? Видимо, только частично. Что же еще мешает?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.