Девушка - воин! С каким восхищением смотрят на тебя сверстницы, как хочется им шагать вместе с тобой по трудным дорогам войны, дышать грозовым воздухом сражений!
Придет время, и историки, бережно разбирая архив великой отечественной войны, восстановят картины изумительных подвигов, совершенных скромными, подчас безвестными героинями в серых шинелях. Кто знает, может быть, тогда, в тиши ученого кабинета, будет установлена личность замечательной девушки - связистки, которая в боях под Либавой, в момент, когда орда фашистов готова была ворваться в расположение наших частей, громко крикнула:
- Товарищи! Что вы лежите?! Вперед! - и этим возгласом своим, в который была вложена вся могучая вера ее чистого сердца, подняла бойцов из окопов. С громовым криком «ура» пехотинцы бросились в штыки на врага, смяли и отбросили его... В этом бою погибла смелая связистка. Но разве может умереть память о силе ее патриотизма?!
Через гряду лет, обрастая песнями и легендами, пройдет весть о славной девушке - украинке Любе Земской. Когда грянула война, все помыслы, все чаяния Любы слились в одно страстное желание: бить, собственной рукой бить ненавистных немецких захватчиков. Люба ушла на фронт. Терпеливо, настойчиво училась она стрелять из противотанкового ружья. Она великолепно стала владеть этим грозным оружием. Однажды, в разгар жестокой схватки, пять фашистских танков, извергая смертоносный огонь, приблизились к рубежу, занятому нашими бойцами. Когда стальные чудовища подошли совсем близко, Люба спокойно прицелилась и нажала спусковой рычаг. Головной танк остановился. Языки пламени охватили его. Люба перенесла огонь на другую машину. И второй танк запылал. Немцы повернули обратно... А вечером враг возобновил атаку, и проклятая фашистская пуля оборвала яркую, кипучую жизнь этой мужественной воительницы. В ее походной сумке нашли недоконченное письмо. Оно кончалось торжественными, как клятва, строками:
«... Если вражеский снаряд оторвет мне руку, я буду биться одной рукой. Если я лишусь ног, я выберусь ползком к звериному стаду и буду разить его гранатой. Если мне вырвут очи, я увижу врага глазами сердца и не промахнусь».
Еще одно имя хочется произнести сейчас. Оно принадлежит маленькой, сероглазой девушке. В тяжелые часы боя военный фельдшер Евдокия Зотова проявила столько выдержки и хладнокровия, что ее имя поставили в ряд с именами храбрейших людей части. Шел жестокий уличный бой, кругом бушевал пулеметный огонь, рвались мины, но перевязочный пункт, который организовала Дуся в пустой избе, работал превосходно. Не думая об опасности, погрузившись самозабвенно в свою работу, Дуся осматривала и промывала раны, накладывала шины, делала перевязки. Двое суток длился бой. И все это время без сна, без отдыха работала девушка, лишь изредка разгибая онемевшую спину... Когда затих бой и все раненые были отправлены в тыл, девушка свалилась на ящик с медикаментами и заснула таким глубоким сном, что не слышала, как бойцы бережно перенесли ее на сделанную из шинелей мягкую постель, укрыли полушубками и выставили у дверей часового, наказав ему стеречь сон смертельно уставшей «сестрицы»...
Девушки со всем пылом юности борются за честь, за свободу, за независимость своей отчизны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Открытое письмо своей подруге Лиде