Наши дети влюблены в спорт. Маленькие школьники - большие любители спортивных соревнований, бескорыстные и темпераментные «болельщики» футбола, плавания, тенниса, ватерполо, прыжков на лыжах с трамплина.
Увы! Взрослые физкультурники не платят маленьким почитателям спорта тем же вниманием. И не только физкультурники...
Среди работников отделов народного образования, директоров школ еще много чопорных гувернанток обоего пола, которые на детское увлечение спортом смотрят как на озорство не в меру шустрых баловников.
Чопорные «дяденьки» и «тетеньки» из Наркомпроса прилагают много усилий к тому, чтобы сбыть с рук детскую физкультуру. О детском спорте в Наркомпросе говорят с плохо скрываемым равнодушием, с холодной зевотой. Ведомственный холодок, естественно, проникает и в школы.
Если в школе нет физкультурного зала, никто не заботится о том, чтобы дети занимались физкультурой в соседней школе, или во дворе на свежем воздухе, или в каком - нибудь подходящем помещении.
В 163 - й школе Москвы в зале можно было бы заниматься гимнастикой, но лампы висят так, что не позволяют гимнастам упражняться на снарядах. Спортсмены сперва просили, затем сами вызвались перевесить лампы поближе к стенам. Возражает директор: зал, видите ли, «потеряет нарядный вид». Из этих же соображений детям воспрещено играть в баскетбол: окна, защищенные сетками от мяча, «потеряют вид»...
В 206 - й школе Москвы школьники занимаются гимнастикой в вестибюле с колоннами. Во время упражнений дети рискуют разбить себе головы.
Иные инструкторы и преподаватели умудряются так «заскучнить» занятия, что отбивают у школьников всякую охоту заниматься физкультурой. Своеобразный «рекорд» установлен педагогом в той же 163 - й школе: на одном из его последних уроков присутствовало... два ученика. Только случайно оказавшийся в роли преподавателя физкультуры «человек в футляре» мог установить такой «рекорд».
Некоторое педагоги дают детям делать только вольные движения, а в школьной кладовой тем временем лежат не подвешенные к потолку кольца, волейбольные сетки, которые еще никогда не натягивались, не зашнурованные мячи...
В последнее время в Москве развернулось шефство спортивных обществ над школами. Это шефство оказалось весьма жизненной формой спортивной работы с детьми. Слаб еще размах шефства. Из 600 с лишним школ столицы к 34 спортивным обществам прикреплены только 53 школы.
Не всегда это шефство носит здоровый характер. Даже те спортивные общества («Динамо», «Спартак», «КИМ», «Медик» и др.), которые лучше других ведут работу со школьниками, мало обеспокоены физкультурным развитием всех детей. Они спешат «снять сливки», работают только с одаренными детьми, стремятся поскорее «выжать результат». Ведь маленькие чемпионы могут в соревновании принести обществу такие же полновесные очки, как и маститые мастера!
Сколько талантливых ребят ходит в разряде «неспособных», «увальней», детей «без данных» только потому, что инструктору некогда пристально присмотреться к ребенку, вовремя посоветовать ему переменить тот или иной вид спорта, вручить ребенка в надежные руки опытного тренера.
Мы не можем назвать и десяти фамилий тренеров, зарекомендовавших себя повседневной умелой и продуктивной работой с детьми.
Школьница, способная легкоатлетка Ганцева («Локомотив») занимается спортом три года. На вопрос о том, сколько тренеров занималось с ней за это время, Ганцева отвечает:
- Можно со счета сбиться. За сезон обязательно сменятся два - три тренера.
Детское физкультурное движение знает много талантливых подростков, юношей и девушек, которые, несмотря на все свои данные, так и не показали настоящего спортивного роста.
Еще в 1935 году школьник Великодворский прошумел своим юношеским рекордом в беге на 100 метров. Рекорд (11,3 секунды) держится до сих пор. А где дальнейшие результаты самого Великодворского? О них почему - то не слышно. Ничего не слышно о юном пловце Евреинове (его рекорд на 100 метров брассом еще не побит), о юной бегунье Жене Сеченовой (рекордсменка по бегу на 60 метров), гимнастке Роне Павловой (три года подряд она завоевывала первенство девушек по гимнастике в Москве) и о многих других. Почему же мы не видим всех этих юношей и девушек в ряду лучших мастеров спорта? Может быть, сказалась тренерская «чехарда», а может быть, их рост был заглушен и другими причинами.
За подростками - юными чемпионами - ухаживают наперебой. Еще бы! Они гордость спортобщества. Затем юноши и девушки достигают 18 лет и сразу переходят в разряд взрослых. Естественно, им на первых порах трудно бывает соревноваться с маститыми чемпионами.
Равномерный спортивный рост юношества требует создания группы «юньоров» - промежуточной группы между юношами и взрослыми.
Всем уже как будто ясно, что разряд «юньоров» следует создать. И очень жаль, что этот вопрос вместе с другими актуальными и злободневными вопросами детского физкультурного движения так основательно застрял в отделах Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта. Есть еще не мало физкультурных деятелей, которые охотно разглагольствуют о массовом развитии спорта и о мировых рекордах и в то же время не понимают, что решающую роль здесь сыграет правильное физическое воспитание наших детей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.