Владимир Маяковский

А Р Палей| опубликовано в номере №153, май 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

На этом закончилась до революции его партийная деятельность, и он отдался литературной работе. И в литературных своих произведениях он сразу явился ярким, выдающимся революционером формы и содержания стиха, привлек к себе внимание всех литературных кругов.

Это было время общественного застоя мелкой буржуазии после подавления революции 1905 г. Рабочий класс уже собирал свои силы для новой схватки, мелкобуржуазная интеллигенция в лице ее лучших и наиболее чутких представителей смутно ощущала это нарастание сил пролетариата, но, не будучи организационно с ним связана, воспринимала его настроения недостаточно отчетливо. Интеллигенция распалась на два слоя. Более реакционный, руководимый Гиппиусами, Мережковскими и Арцы - башевыми, склонялся к богоискательству и одновременно порнографии. Революционный, к которому относился Маяковский, питался чувствами протеста, в первую очередь, против основных настроений и вкусов своего класса. Здесь господствовали стремления хотя и революционные, но еще в значительной степени бесформенные и анархические. В литературе их выразителями стали «футуристы» (т. е. «будущники»), к которым примкнул и Маяковский. Отличаясь выдающимся дарованием, он сразу стал одним из главарей этого течения. Стремясь к протесту против ненавистного мещанского быта, против обывательских вкусов, футуристы в самом начале открыто выступили с практикой литературного скандала. Их книги (характерно само название первого манифеста фигуристов - «Пощечина общественному вкусу») в корне разрушали привычные интеллигенту литературные формы, образы и темы, доставшиеся в наследство от классической литературы и уже не соответствовавшие новым темпам жизни капиталистического города. Они разрушали, прежде всего, самую форму стиха. Вместо размеренных, спокойных строк, которыми так охотно пользовались дворянские поэты, привыкшие к тишине своих усадеб, футуристы давали разорванные и короткие строчки, отражавшие неровный, стремительный ритм городской машинной жизни. В области строения стиха заслуги Маяковского исключительно велики, и он оказал неизгладимое влияние на всю последующую русскую, а также иностранную поэзию и в особенности на пролетарскую.

То же и относительно образов. В стихах считалось не принятым говорить о явлениях обыденной жизни. Надо было воспевать лишь высокие и нежные чувства и притом обязательно в условных тонах. Говорить о простых житейских вещах, брать сравнения из этой области казалась не поэтичным. И здесь футуристы решительно порвали с традицией. Маяковский как наиболее талантливый из них ввел обыденное «навсегда и прочно» в обиход лирической поэзии.

Несомненно, что стремление к литературному скандалу было лишь внешней оболочкой футуристического движения, на самом же деле футуристы произвели серьезнейшую ломку форм и приемов поэзии и оказали большое влияние на ее дальнейшее развитие.

К этому дореволюционному периоду относятся следующие главнейшие произведения Маяковского: «Облако в штанах», «Флейта позвоночника», «Простое, как мычание» и др.

От революции формы Маяковский постепенно шел к революционности содержания. Неравными, колеблющимися шагами, часто оступаясь, он все же шел по раз навсегда избранному и правильному пути навстречу пролетариату, чтобы, в конце - концов, воспринять его идеологию.

Значительным шагом на этом пути была написанная во время империалистической войны поэма «Война и Мир». В то время как подавляющее большинство русской интеллигенции еще находилось в дурмане патриотизма, Маяковский уже отчетливо и во весь свой громкий поэтический голос выступил против войны - и породившего ее капитализма. Здесь он полностью использовал все свои формальные достижения и создал произведение, полное ярких, жутких и убедительных образов, производящее неотразимое впечатление и являющееся сильной агитацией против войны.

Но в то же время в этой поэме еще много серьезных идеологических срывов. Так, например; в ней ясно слышится голос пацифизма в таких строках:

Каждый, ненужный даже, должен жить.

Такими словами невозможно призывать к классовой борьбе, да еще в эпоху империалистической войны, когда эта борьба должна быть наиболее ожесточенной. Конец этой поэмы, с мотивами искупления, пахнет мистицизмом.

К этому же предреволюционному периоду творчества относится поэма «Человек», полная ярко выраженных индивидуалистических мотивов. Эти мотивы наиболее сильно владели Маяковским, и ему приходилось вести с ними напряженную борьбу. Революция произвела дальнейший сдвиг в творчестве поэта. В первые дни февраля он написал «Поэтохронику революции», которая дышит ярким, хотя еще недостаточно классово - осознанным пафосом революции. Пришел Октябрь - и чем более разворачивается революция, тем более вырабатывается и проясняется классовое сознание Маяковского. Вскоре после Октября он написал пьесу «Мистерия Буфф», которая была поставлена в театре им. Мейерхольда Здесь очень ярко проявилась одна из основных сторон творчества Маяковского - сатирическая. Ее острое жало поэт беспощадно и метко вонзает в капиталистический мир. Попав по ходу действия в ад и обращаясь к чертям, он говорит им:

Человечину жрете?

Невкусное сырье!

Я - б вас к Сиу свел,

каб не было поздно, у нас в шоколад перегоняют ее!

С 1919 г. возникает новая богатейшая отрасль литературной работы Маяковского - его прикладная поэтическая работа. Он работает в РОСТА и других агитационно - пропагандистских органах, рисует «Окна РОСТА», плакаты и стихотворные тексты к ним. Эта его работа громадна: он рисовал плакаты и писал тексты тысячами, и трудно учесть то колоссальное агитационное значение, которое имела эта работа. Она вытекала из его ранней установки на обыденность искусства, на сближение его с непосредственной, живой жизнью. Новое литературное течение, во главе которого стал Маяковский, пришедшее на смену отжившему футуризму, «Леф» («левый фронт»), выставило как один из своих основных лозунгов практическое использование искусства в быту. Раз начавшись, эта прикладная работа Маяковского не прекращалась до самой его смерти, причем он неизменно относился к ней серьезнейшим образом и никогда не снижал ее до степени халтуры. Он писал рекламные лозунги для Моссельпрома, стремясь посильно содействовать госторговле и госпромышленности. Писал агитационные поэмы против дезертирства и против обрядов, и против самогона, и на ознакомление с Кодексом законов о труде, и о вшах и о кипяченой воде, - словом, на разнообразнейшие темы. В |самое последнее время он написал ряд плакатов по заданиям Госстраха и Наркомтруда о борьбе с огнем, трудовой расхлябанностью. Его плакаты отличаются краткостью и выразительностью.

Сюда же относится и газетная работа - множество сильных агитационных стихотворений на злободневные темы: от уродливостей быта до убийства Войкова.

Но параллельно с этим Маяковский не прекращает работы и над крупными поэтическими формами. За время революции им написаны три главные его поэмы: «150000000», «Ленин» и «Хорошо».

Поэмы «Ленин» и «Хорошо» являются вполне выдержанными революционными произведениями, в то же время очень сильными в художественном отношении.

Литературная деятельность Маяковского была тесно переплетена с его общественной работой. Он работал в литературных организациях, держал тесный контакт с рабочей общественностью, часто и охотно выступал перед рабочей аудиторией. Его кипучая натура не знала устали. Он стоял также во главе литературной группы «Леф» в 1928 г. Эта группа была распущена, и вместо нее возник «Реф» («революционный фронт»). Это была организация, уже более тесно связанная с пролетарской литературой. В 1930 г. «рефовцы» сделали дальнейший шаг: они распустили свою организацию, а В. В. Маяковский вступил в РАПП. В этом же 1930 г. исполнилось двадцатилетие литературной работы Маяковского, и Федерация советских писателей устроила отчетную выставку. Эта выставка, подводившая итоги его работы, явилась последним завершительным аккордом его жизни. Нам досталось его богатое литературное наследство. Он завещал нам страстную ненависть к старому миру и не менее страстную любовь к новому, который мы еще должны завоевать. В своих предсмертных стихах он говорит:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены