ПОДРУГИ уже давно замечали, что Павловой не по себе. Первое время, когда ее перевели с трех на четыре сторонки, она часто кряхтела и жаловалась, что не поспевает. Ее корили: другим ведь тоже не легко, а никто не стонет так, как она. Притихла, но справлялась плохо, портила материал. Наконец чуть не отрезало руку - пришлось перевести на другую работу.
Эта история напомнила мне одну недавно виденную сценку. Автомобиль на полном ходу наскочил на извозчика, сломал экипаж. Извозчик, поранивший себе лицо при падении, отчаянно ругался, и толпа ротозеев охотно поддерживала его. Шофер, сам получивший основательные ушибы, - милиционер допрашивал его - озирался кругом, точно затравленный зверь. Было досадно и вместе с тем жалко смотреть на него. Зачем пускать таких ротозеев к рулю?
А может быть он не так уж виноват? Кто из вас представляет, какую дьявольски сложную картину являет собой движение, скажем, у Большого тетра с точки зрения шофера на быстро идущей машине?..
Всегда ли годится рабочий и ремесленник для своей работы, фабзаяц, второступенец и студент - для избранной им школы? Всегда ли приспособлена женщина для своей тысячелетней роли хозяйки и воспитательницы? Оглянемся на одну единственную минуту вокруг себя - и ответ станет ясным.
Не остановимся на этом. Возьмем любого человека и выведем его из узкого круга профессионального труда, в котором он хотя бы отчасти предоставлен самому себе. Как он держится и как он чувствует себя среди знакомых, сослуживцев или в совершенно чужом обществе, в кругу друзей и врагов (личных или политических противников), в деревенской и городской обстановке, в тишине и среди шума, в духоте и на свежем воздухе, в пасмурную и солнечную погоду? Как отражаются на нем его личные условия жизни и общественный строй, как влияют всевозможные перемены в окружающих условиях?
Короче говоря: насколько данный человек приспособлен к жизни?
Простое наблюдение над собой и другими яснее ясного говорит о том, что перед нами действительно «проклятый вопрос». Даже более или менее всесторонне приспособленные люди встречаются не слишком часто. Между тем стремление «приспособить» и «приспособиться» естественно всегда жило в людях и классах. В этом смысле «психотехника», то есть изучение особенностей человеческой психики с тем, чтобы использовать эти особенности для практических целей, существует с незапамятных времен и в самых различных областях.
Однако практически нельзя еще говорить о научно - разработанных способах воздействия, которые охватывали бы все области нашей физической и умственной жизни. До этого еще очень и очень далеко. И всего лишь около 35 - 40 лет тому назад, в связи с потребностями быстро растущей промышленности, данные науки стали привлекаться к правильной организации труда и в частности к практическому использованию психических особенностей работника.
Организатор производства имеет дело с одной стороны с человеком, работником, с другой стороны - с орудиями и средствами производства. Задача НОТ известна: повышение производительности труда, но при этом обязательно должны быть сохранены силы и здоровье работника! (не - зачем повторять, что всерьез вторую половину задачи стремится, разрешить только советская наука). И то, и другое относятся также и к психотехнике.
В то же время НОТ и психотехника решают эту общую задачу неодинаковыми способами. НОТ интересуется больше всего тем, как получше использовать машины, распределить время, разложить работу на отдельные операции и т. д. Психотехника изучает личность работника с целью так называемого профессионального подбора. При этом можно отбирать людей, по своим психическим и физическим особенностям наиболее подходящих для данной профессии, - такая работа называется профессиональным отбором.
Профподбор, однако, не является единственной задачей психотехники. Но потребности практической жизни способствовали тому, что именно эта область психотехники выдвинулась на первое место. Давно установлено, что количество несчастных случаев в большей мере зависит от пригодности рабочих. Например, по данным брюссельской лаборатории физиологии труда (Бельгия) целых 80% несчастных случаев с летчиками объясняются не авариями и не плохим качествами аппаратов, а неправильным подбором пилотов.
С другой стороны неуменье или невозможность сразу выбрать себе наиболее подходящую профессию приводит к тому, что нередко человек берется за одну профессию, «разочаровывается», переходит к другой, третьей, причем конечно, ни одной не успевает научиться как следует. В результате - опять - таки большие убытки для государства и для самого работника.
ГОДЕН ИЛИ НЕТ?
Как же определить - годится ли человек для своей профессии? Дело очень сложное. Прежде всего, нужно понятно знать, чего же требует данная профессия от работника. Для этого приходится идти не одним, а несколькими путями, которые друг друга дополняют. Во - первых опросить выдающихся специалистов разных областей труда. Во - вторых исследовать и сравнить работу очень хороших, средних и плохих работников, ознакомиться со служебными записями, наградными и штрафными отметками. В - третьих произвести опрос представителей различных профессий по специальным анкетам. В - четвертых лично ознакомиться с особенностями той или другой профессии, а по мере возможности - даже с ее практическими навыками. В результате должен получиться перечень свойств работника, необходимых для успешного выполнения данной профессиональной работы («профессиограмма»).
Так Психотехническая лаборатория Московского коммунального хозяйства разослала видным специалистам небольшую анкету для составления профессиограммы. По полученным ответам наиболее важными свойствами шофера являются: 1) крепкое здоровье - в частности, хорошее зрение и глазомер; 2) самообладание и нервная уравновешенность; 3)строга слуха и слуховая ориентировка; 4) цветоразличение; 5) сообразительность, 6) скорость реакции; 7) внимание; 8) грамотность; 9) трезвость; 10) память.
Профессиограмма кондуктора - того самого кондуктора, с которым многие из нас так часто сталкиваются, и на которого мы так мало обращаем внимания - также поражает своей сложностью, хотя она все же проще, чем у шофера. Достаточно перечислить хотя бы те условия, в каких работает кондуктор.
I) Работа происходит в движущемся вагоне (необходимо развитое чувство равновесия, напряжение мышц при толчках, особенно частых и сильных в автобусе); 2) в небольшом помещении, наполненном людьми, при постоянном движении людского потока (сквозняки; летом - жара, пыль, духота; зимой - холод; усиленная опасность заражения от больных пассажиров); 3) в тесноте под напором людей; 4) под непрерывным градом разговоров и замечаний, вносимых новыми пассажирами; 5) кондуктору приходится следить за порядком и даже активно вмешиваться; 6) отвечать за каждую свою ошибку лично за себя; 7) все время помнить, что он отвечает и за поставившее его учреждение. В такой обстановке кондуктор должен: 1) выслушивать требования (одна станция, на полторы, за восемь и т. д.) и точно различать их в общем шуме; 2) быстро определять стоимость проезда, если ему указывают конечный пункт; 3) получать деньги, выдавать сдачу; 4) выдавать билеты; 5) в определенных пунктах пути проверять запись проданных билетов разных серий, записывая номера в особый листок. При этом недостаточно быстрая и четкая работа кондуктора ведет к провозу бесплатных пассажиров (убыток), к стычкам с пассажирами, ко всякого рода недоразумениям.
Для испытания отдельных психофизических свойств работника и их комбинаций существуют разнообразные приемы испытаний (тесты) и аппараты. Тесты представляют собой обычно задачи с вычерчиванием известных букв, быстрым нахождением на таблице определенных рисунков или букв, подсчетом чисел, прохождение «лабиринтов» с карандашом в руке и т. п. Таким образом, удается с большей или меньшей точностью установить развитие памяти, внимания, сообразительности, уменья считать, способность суждения и т. д. Более сложные испытания производятся обычно с помощью аппаратуры. Так имеются приборы и установки для исследования оценки скорости движения, для испытания физической выносливости (динамометры), для измерения скорости реакции и множество других. Для испытания вагоновожатых в лаборатории МКХ напр. применяется «экспериментальный экран», установленный в лаборатории и представляющий собой уменьшенную копию одного участка большой московской улицы. Дома, столбы, фонари сделаны полностью, только пропорционально уменьшены. С помощью электрических иллюминаторов на экране внезапно «инсценируется» появление «прохожего», «ломовика», «мотоциклета»; вожатый, стоя на испытательной трамвайной площадке, должен соответствующим образом («реагировать») при каждом сигнале.
Большое значение принадлежит также психотехнике в ее применении к явлениям коллективной общественной жизни («массовая психотехника»); из которых следует упомянуть: исследование воздействия плаката безопасности труда и движения на массового зрителя, исследование влияния автомобильного освещения на прохожих, исследование рациональной сигнализации и проч.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.