Видит око

Эдуард Аветисов| опубликовано в номере №1385, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение рабочего места.

Для классов и аудиторий световой эффект (отношение застекленной площади окон к площади пола) должен составлять 1:5. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники ветвистые цветы, наглядные пособия, большие аквариумы. Целесообразно каждую учебную четверть пересаживать школьников, меняя ряды парт. Необходимо принимать меры к рациональному ограничению зрительной нагрузки. Зрительная нагрузка должна быть сопряжена с гигиеническими нормами и, самое главное, не должна быть очень ранней.

Сейчас создана система укрепления аккомодации. Самые лучшие упражнения связаны с основной зрительной работой – чтением. Эти упражнения как «гантели» для глазной мышцы. Человек читает в очках с увеличивающими стеклами, а потом – с более слабыми, как бы раскачивая ресничную, аккомодационную мышцу. Такой «физиологический массаж» мышцы очень эффективен.

Были проведены исследования двух групп школьников, предрасположенных к близорукости (956 и 99 человек). Первая группа занималась тренировкой аккомодации. Эксперимент показал, что курс специальных упражнений позволяет затормозить развитие у школьников близорукости. Через три года в первой группе близорукость составила 2,5 процента, а во второй – 31,4. Сеанс упражнений – час, цикл – месяц, повторение – два-три раза в году.

Эффективна мера профилактики близорукости – проведение специальной гимнастики для глаз в середине каждого урока в течение 2 – 3 минут. Комплекс утвержден Министерством здравоохранения СССР и согласован с Министерством просвещения СССР.

Упражнения для учащихся IV – X классов:

1. Исходное положение (и. п.) – сидя, откинувшись на спинку парты. Наклониться вперед к крышке парты – вдох. Повторить 5 – 6 раз.

2. И. п. – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5 – 6 раз.

3. И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и. п. Повторить 5 – 6 раз.

4. И. п. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз.

5. И. п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох; следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох. Повторить 4 – 5 раз.

6. И. п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 секунды, перевести взор к кончику носа на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.

7. И. п. – сидя, закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Физкультпаузу должны проводить преподаватели или учащиеся-физорги.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дмитрий Кабалевский: «Учитесь музыке»

Знаменитый композитор об искусстве и безвкусице

Паутина

Окончание. Начало в № 2.

Для них мы всегда — дети

«Смена» публикует письма о Матерях