Тогда на помощь приходит транспарантная съемка. Днем оператор В. Нильсен со своим помощником выезжают на маленьком грузовике и снимают нужные улицы, по которым должен проезжать катафалк. Эти куски затем вместе с пленкой негатива заряжаются в киноаппарат, и начинается транспарантная с емка.
Катафалк ставится перед синим экраном, но приподнимается на домкратах, чтобы его колеса вертелись в воздухе. Сверху устанавливается опрыскиватель, обильно поливающий водой артистов, находящихся на катафалке. Запущенный пропеллер маленького самолета создает иллюзию сильного ветра, развевающего платье артистов, срывающего с них головные уборы.
В итоге на пленку заснят катафалк. мчащийся под настоящим проливным дождем, и зритель услышит цокот копыт и шум сильного дождя.
Интересной была также съемка «ложи в Мюзик - холле». Здесь в качестве транспарантного фона был использован позитив комбинированной съемки сцены Мюзик - холла с макетом. И впервые в истории операторской техники удалось получить двойное комбинированное сочетание: сначала снималась сцена Мюзик - холла с макетной подставкой, затем через позитив этой съемки доснята ложа со зрителями. В результате на экране зритель увидит кадры обычного театрального зала и сцены, съемка которых в других условиях потребовала бы сооружения грандиозных дорогостоящих декораций.
Больших трудов стоило провести съемку многочисленных животных, участвующих в «Джазкомедии». Приходилось приучать их к яркому, ослепительному свету павильонных «солнц», проявлять массу выдумки и терпения, чтобы добиться требуемых результатов. Но образцовая и ударная съемочная группа Г. В. Александрова добилась и здесь больших успехов. Нередко ассистент режиссера И. Симков становился дрессировщиком, заставляя своих четвероногих «артистов» исполнять указания режиссера и оператора. Трудно, например, вызвать улыбку у огромного быка «Мишки» в тонну весом. «Мишке» вовсе не до смеху, и поэтому он не особенно склонен исполнять капризы режиссера. Но появляется И. Симков и резиновым баллоном в ноздри «Мишки» вдувает порцию нюхательного табаку. «Мишка» чихает, и оператор В. Нильсен снимает оскал зубов, который на экране будет выглядеть как улыбка.
Пастух Костя (артист Леонид Утесов) на пляже объясняется в любви домработнице Анюте (артистка Л. Орлова). Эта сцена снимается как и многие другие в павильоне на фоне ранее заснятого гагринского пляжа. Но как дать здесь, в Москве, на Потылихе, тихий прибой волн, как бы аккомпанирующий этой сугубо лирической сцене? И здесь начинается область ассистента - шумовика Вали Лодыгиной. Валя равномерно вертит ручку большого барабана, в котором перемешаны сухие листья с маленькими камешками, издающими характерные шуршащие звуки. В кино зритель получит полную иллюзию морского прибоя. Точно так же Валя со своими шумовиками при помощи гороха и листа жести изобразит шум проливного дождя, цоканье копыт лошади и массу различных звуков. требующихся для оформления «Джаз - комедии».
Можно было бы рассказать еще о многих занятных моментах из практики работы группы Г. В. Александрова, приоткрыв завесу над «кулиса ми» кинопроизводства. Чем лучше организована вся подготовительная работа к съемке, чем больше проведено трудных черновых репетиций, тем слаженнее и высококачественнее получается фильм. Зритель сидит в кинотеатре и не подозревает о тех усилиях, которые порой затрачивает весь съемочный коллектив для получения того или иного на вид простого и легкого эффекта.
Впрочем, наши зрители в скором времени сами смогут отдать должное работе режиссера Г. В. Александрова и его коллектива.
Веселая, эксцентрическая «Джазкомедия» в ближайшее время выходит на экран.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.