Подводные лодки подобного типа не были торпедоносцами в буквальном смысле слова. На них не было ни торпедных аппаратов, ни обычных торпед. Вдоль бортов помещались длинные контейнеры, в каждом из которых находилось около двух тонн взрывчатки и часовые механизмы.
Но сверхмалые лодки могли действовать лишь у побережья. Чтобы пересечь Северное море и атаковать корабли противника, например, у берегов Норвегия, их нужно было доставить туда с помощью других скрытых средств. После долгих испытаний английское командование решило буксировать лодки-малютки с помощью океанских субмарин.
В начале февраля 1943 года английские самолеты обнаружили в глубине норвежского Альген-фьорда немецкий линкор «Тирпиц». В том же фьорде, всего в нескольких милях от «Тнрпица», стояли еще два линкора – «Шарн-хорст» и «Лютцов». Операцию по их уничтожению англичане поручили экипажам шести сверхмалых лодок: «Х-5», «Х-6», «Х-7», «Х-8», «Х-9» и «Х-10», – их вели на буксирах океанские лодки: «Трэшер», «Тракюлэнт», «Стабборн», «Си-нимф», «Сиртис», «Сэптер».
15 сентября перед рассветом – на четвертый день совместного плавания – командир «Х-8» почувствовал, что буксирный трос порвался. Моряки продули балластные цистерны и всплыли на поверхность – море было пустынным. «Синимор» не заметил потери и ушел. Командир «малютки» решил идти к намеченной цели своим ходом. Через 36 часов «Х-8» встретила «Синимор» и снова была взята на буксир. Однако на следующий день лодка-малютка вдруг стала крениться на правый борт: воздушный баллон подрывного заряда левого борта получил пробоину и заполнился водой. Вскоре выяснилось, что точно такая же авария произошла и с зарядом правого борта.
18 сентября после тщетных усилий отремонтировать лодку-малютку она пошла на дно. Чуть лучше было с остальными лодками. 16 сентября командир «Сиртиса» подал «Х-9» сигнал испытания, но лодка-малютка не всплыла. Поиски ее экипажа ничего не дали. Вскоре погибла и «Х-5». Лодка «Х-6», отделившись от «Тракюлэна», за ночь благополучно миновала район двойного минного поля и на рассвете 21 сентября вошла в пролив. Последние мили командир «Х-6» шел вслед за вражеским катером – это помогло лодке проскочить противолодочные сети.
Светает. Фьорд буквально забит немецкими кораблями. До «Тирпица» 800 метров. Командиру «Х-6» везет: вслед за какой-то лодкой он снова проскакивает очередную противоторпедную сеть. Легкий толчок – «Х-6» у борта вражеского линкора! Но тут экипаж слышит глухие звуки взрывов: их обнаружили. Быстро погрузившись, командир орудует рычагами и освобождает под корпусом «Тирпица» два подрывных заряда. Затем он принимает решение затопить лодку и подняться на поверхность. Здесь их тотчас схватили немцы...
Проделав тот же самый путь, что и «Х-6», лодка-малютка «Х-7» подошла к противолодочной сети у входа в Кофьорд и поднырнула под нее у самого дна. В 7 часов утра «Х-7» подплыла к противоторпедной сети «Тирпица», а еще через час командир «Х-7» оставляет под днищем линкора две торпеды. На полном ходу лодке удается благополучно проскочить две сети, и она всплывает для ориентировки. Ее тут же встречает град пуль и взрывы глубинных бомб. Лодка ныряет и снова мчится к выходу из Кофьорда. Затем следует сильный толчок – «Х-7», как мячик, выскакивает на поверхность. Ей еще раз удается уйти на глубину, но вода начинает проникать через отверстия, пробитые немецкими пулями, компас я глубиномер дают неверные показания, а вертикальный и горизонтальный рули почти не работают. Надо всплывать. Открыв крышку люка, командир осматривается – пули со свистом проносятся над его головой. «Выходите из лодки – ив воду!» Он бросается в море и плывет к бую. Здесь он оборачивается – лодки не видно: она затонула вместе с тремя его товарищами. Вскоре командира подбирает немецкий катер, он попадает на «Тирпиц», где уже идет допрос моряков с лодки «Х-6».
Группа матросов «Тирпица» спешит убрать огромный швартов правого борта; два водолаза надевают комбинезоны, чтобы опуститься в воду и проверить, все ли вокруг корабля в порядке. Сотни глаз шарят по поверхности залива... Огромной силы толчок потряс корпус «Тирпица» – это взорвались четыре снаряда общим весом 8 тонн. «Тирпиц» выбросило из воды на два метра. Столб воды, поднявшийся со стороны левого борта, обрушился затем на четырех-орудийные башни. Вышли из строя связь между постами зенитной артиллерии, руль левого борта, группа электрогенераторов и многие другие механизмы. Ремонтные работы на «Тирпице» велись более полугода – только в апреле 1944 года корабль смог покинуть Кофьорд.
Успех стоил англичанам шести малых подводных лодок. Из двадцати четырех человек десять погибли, шестерым удалось выполнить задачу. Они пробыли в плену два года...
Мы рассказали о малоизвестных эпизодах подводной войны, об оружии, которое так или иначе повлияло на ход морских сражений. А как обстоят дела с лодками-малютками и человеко-торпедами в наше время? Есть ли в современных флотах такие подразделения?
В последнее десятилетие в зарубежной печати не было ни одного сообщения о том, что ВМС США, Англии пли Италии экспериментировали бы в этой области: слишком дорогое, а главное, ненужное удовольствие создавать такие группы – они малоэффективны. Другое дело – подразделения специальных боевых пловцов, способных под водой разыгрывать настоящие баталии, а на берегу противостоять значительным силам самых мобильных наземных частей. Но о ластоногих пловцах – в следующем обозрении...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.