Разве можно сейчас ставить вопрос о переоборудовании мастерских? Страна испытывает колоссальный дефицит в оборудовании, в особенности в станках. Мы знаем, что рука вредителя сделала все возможное, чтобы превратить станкостроение в «узкое место» народного хозяйства. Мы знаем, с каким огромным напряжением рабочий класс ликвидирует сейчас остатки вредительства в станкостроительной промышленности. Мы знаем, что до сих пор в этой области мы еще не освободились от заграничной зависимости.
Требовать обновления оборудования ФЗУ - это значит требовать значительного увеличения импорта. А это может произойти лишь за счет снижения темпа индустриализации. На это мы пойти не можем.
Основное решение задачи, повторяем, состоит в том, чтобы перенести производственное обучение фабзавуча в цех. Реконструкция ФЗУ должна идти в ногу с реконструкцией самого предприятия. Только в цехе, работая и учась на новом оборудовании, фабзавучники сумеют освоить и овладеть новой техникой.
Но уже сейчас кое - кто из хозяйственников пытается практически сделать невозможной переброску фабзайцев в цех. Это предложение на заводе «Красный пролетарий» встречает сопротивление хозяйственников и даже профсоюзных организаций. Здесь сказывается еще имеющая место недооценка фабзавуча, непонимание его роли как основной формы подготовки рабочих.
Чем мотивирует хозяйственник? Нет, видите ли, рабочих мест в цехе. И в то же время на заводе «Красный пролетарий» проектируется набор в 1 600 человек с биржи труда для комплектования взрослого ученичества. Спрашивается, на каком же оборудовании будут работать эти взрослые «ученики»? Этот факт достаточно ярко опровергает доводы хозяйственников.
При правильной и умелой организации дела можно часть оборудования в цехе выделить специально для фабзавуча. Ученик, который придет в цех после определенной подготовки, будет работать не хуже, а лучше рабочего, прошедшего скороспелую цитовскую подготовку.
Значит ли это, что мы идет на ликвидацию самостоятельных мастерских при ФЗУ? Ни в коем случае. Оборудование мастерских должно быть всячески улучшено и пополнено за счет внутренних ресурсов предприятия. Мастерские должны быть обставлены для прохождения первоначальных производственных процессов, с тем, чтобы фабзаяц пришел в цех уже достаточно подготовленным.
ФЗУ «Красного пролетария» - одна из старейших школ. Она скоро будет праздновать свой десятилетний юбилей. Фабзавуч имеет большие достижения. Бывшие фабзавучники работают в цехах на самой ответственной и сложной работе. Основной актив комсомола - в прошлом фабзайчата.
Сейчас школа сравнительно быстро перестроила свою работу. Школа перешла на активные методы учебы: ребята разбиты на бригады и вся учеба строится на развертывании социалистического соревнования и ударничества. Сейчас школа ставит вопрос о переносе производственного обучения в цех.
Нужно, чтобы все организации завода приняли участие в этой работе и помогли фабзавучу лучше организовать обучение в цехе. Над осуществлением этой проблемы работает сейчас не только фабзавуч, но и весь комсомол. Только переброска в цех ликвидирует ножницы между оборудованием ФЗУ и оборудованием реконструируемых и строящихся заводов.
Реконструкция фабзавуча - практическая задача всего комсомола.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.