В тесном пространстве гравюры

Лев Скворцов| опубликовано в номере №1192, январь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

К большой станковой гравюре Ю. Космынина «После вьюги» могло бы служить эпиграфом стихотворение Б. Пастернака того же названия (из цикла «Когда разгуляется»).

Гравюра эта экспонировалась на Выставке московских художников в 1971 году. В ней знакомый и вместе с тем необычный – по зимнему притихший и спокойный – московский городской пейзаж не только ассоциируется с поэтическими строками, но как бы продолжает их.

Как изваяны, пни и коряги, И кусты на речном берегу, Море крыш возвести на бумаге. Целый мир, целый город в снегу.

«Целый мир, целый город в снегу» возведен художником на листе бумаги так, что и в жаркий летний день от него веет холодом и запахом свежего, .рассыпчатого снега.

Большую серию гравюр создал Юрий Космынин, работая в течение ряда лет над книгами Расула Гамзатова. Графическая «гамзатиана» Космынина стала заметным явлением в современном советском искусстве. Виртуозная техника штриха сообщает гравюрам необычайную красоту и одухотворенность. Их звонкая пластичность словно хранит в себе отзвуки стального резца, работающего по твердой, как металл, деревянной плашке.

Эти работы Юрия Космынина получили признание не только у нас в стране: в 1972 году он стал лауреатом П. Бьеннале – международной выставки деревянной гравюры, которая раз в два года проводится в чехословацком городе Банска-Быстрица и считается самым строгим и самым представительным смотром этого вида искусства.

Задачи чисто иллюстративные, по самой сути своей, казалось бы, вторичные, не мешают художнику выражать собственные идеи и чувства, свое отношение к жизни.

Начав творческий путь как художник-оформитель, Юрий Космынин вырос в автора монументальной гравюры. Как ни покажется парадоксальным само это сочетание «монументальная миниатюра», оно, тем не менее, очень точно отражает стремление художника передать масштабность вещей, до предела используя ограниченное пространство. Именно поэтому гравюры его – без ущерба для их эстетической ценности – можно увеличивать (или, как говорят сами художники, «растягивать») как угодно сильно.

Черты Юрия Космынина как монументального миниатюриста и живописца-графика, может быть.

наиболее ярко проявились в его журнальных работах. Особое место среди них – по объему и характеру иллюстраций – занимает научно-популярный журнал АН СССР «Русская речь».

Здесь десятки и сотни работ – гравюры и рисунки к произведениям Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Лескова, Тургенева, а также М. Шолохова, Б. Шергина, К. Симонова. Выполнявшиеся в течение многих лет рисунки и гравюры Ю. Космынина определили характер оформления этого журнала. его индивидуальное графическое лицо.

Портреты русских и советских писателей на обложке «Русской речи» в черно-белом или цветном исполнении составляют целую галерею замечательных образов. Особенно хороши среди них и выразительны портреты И. А. Крылова, молодого В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, Н. Г. Чернышевского. Н. С. Лескова, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, а также М. Пришвина и С. Есенина.

Сопутствующий портретам бытовой фон представляет знаменитых литераторов как бы неотделимо от той эпохи, в которую они творили. В этих тематических работах Космынина видится современное, ярко самобытное и вместе с тем реалистически-бережное прочтение классиков, по-настоящему творческое осмысление обширного их наследия.

Отдельного разговора заслуживает, пожалуй, портрет Ф. М. Достоевского. Выполненный первоначально как полосная иллюстрация, он стал самостоятельной станковой гравюрой-портретом великого русского писателя. Вглядываясь в него, остро ощущаешь трагический душевный строй автора «Бедных людей» и «Бесов», «Братьев Карамазовых» и «Идиота».

В сонмище персонажей, словно обступивших автора, – мир Достоевского и сложная жизнь России его времени. Как и в других лучших вещах Ю. Космынина, здесь поражает вся архитектоника пространства гравюры: она требует пристального и неторопливого, внимательного рассмотрения. Многочисленные и разнородные детали фона, сливаясь, подчеркивают и как бы высвечивают изнутри лицо писателя, а наличие и взаимодействие двух пространственных планов придают изображению глубину и динамичность.

По лучшим сегодняшним работам Юрия Космынина чувствуется: он вступил в пору зрелости. В ту лучшую творческую пору, когда настоящий художник хорошо знает истинную цену своим просчетам и своим удачам. Когда творческие сомнения не заглушают в нем веры в свои силы.

Часто на рабочем столе Космынина увидишь ныне томик «Мертвых душ»... Что это? Измена собственному правилу иллюстрировать только поэтов? Нет, Юрий показывает на то слово, которое Николай Васильевич Гоголь поставил под названием книги: поэма.

Значит, впереди еще одно трудное дело, может быть, самое трудное, может быть, судя по тому, как давно и как преданно любит художник Гоголя, дело всей жизни...

Юрий Космынин работает в различных жанрах: в живописи, станковой графике, карандаше, ксилографии и литографии. И все же подлинным его призванием является деревянная гравюра, в которой его художественный талант выражается наиболее полно. Его привлекает сопротивление твердого дерева резцу и замыслу, влечет постижение тайны материала, выявление его фактуры во всей ее выразительности. Юрий хорошо помнит слова Фаворского о том, что необходимо «уважать в материале его цельность»: гравируя рисунок, как бы сохранять первоначальное состояние доски и переносить его на бумагу.

Известная русская художница А. П. Остроумова-Лебедева в своих «Автобиографических записках» очень поэтично описала работу гравера: «... А как прекрасен бег инструмента по твердому дереву! Доска так отшлифована, что кажется бархатистой, и по этой блестящей золотой поверхности острый резец стремительно бежит, и вся работа художника – удержать его в границах своей воли! Из-под блестящего кончика резца вылетают с мягким хрустением маленькие золвтые стружки и щекочут глаза и губы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены