Первая книга Василия Гроссмана - роман «Глюкауф» - появилась в печати сравнительно подавно: в 1934 году. За эти шесть лет писатель проделал большой творческий путь, настойчиво стремясь к углублению и обогащению образов, к максимальной правдивости и жизненной полноте.
Художественная манера В. Гроссмана отличается сдержанностью и простотой, ему совершенно чужда погоня за показными эффектами, стремление к поверхностной «красивости». Просто и вместе с тем значительно по содержанию большинство рассказов, вошедших в сборники «Счастье», «Четыре дня», «Кухарка», предшествовавшие эпопее «Степан Кольчугин».
В этом романе дарование В. Гроссмана достигло наибольшей силы. Здесь писатель выступает как зрелый реалист, создающий правдивые, многогранные образы рабочих и (интеллигентов предреволюционной эпохи. О третьей книге «Кольчугина» - «Годы подполья» - подробнее говорится ниже.
Сейчас Василий Гроссман закончил четвертый том «Степана Кольчугина». В нем рассказывается о жизни героев романа в годы империалистической войны.
Заключенного посадили в «мокрый» карцер. В этом помещении нет ни стула, ни скамьи, если же опуститься на грязный, зловонный пол, человек выйдет из карцера испачканный, униженный. Унизить человеческое достоинство до последней степени - тайный смысл этого наказания, цель, которой всеми средствами добивались палачи царских тюрем.
Но человек не опустится на пол. «Посмеяться хотят, но не посмеются», - повторяет он про себя. И он стоит, стоит долгие часы, борясь с предательской усталостью, изнемогая, приноравливаясь, меняя положения. - «Не посмеются, нет!»
Тело перестает слушаться. Сводит пальцы, они становятся непослушно - вялыми, как «войлочные». Но все яснее и тверже мысли человека. И когда, казалось, готов он вот - вот упасть, в нем наступает медленно подготовлявшиеся перелом: чувство тяжести исчезло. Сильный дух побеждает слабость тела.
О росте и формировании такого сильного и ясного духом человека рассказывает писатель Василий Гроссман в эпопее «Степан Кольчугин», третью книгу которой - «Годы подполья» - выпустил недавно Детиздат.
Путь Степана - характерный путь русского рабочего парня в предреволюционные годы, путь человека, вырастающего из мальчишки - бунтаря в стойкого большевика - подпольщика. Василий Гроссман сумел в очень простых, негромких, обыденных как будто словах показать этот путь во всей его закономерности и индивидуальной неповторимости.
О революционном подполье написано немало хороших книг. Тем значительней заслуга писателя, с новой силой и свежестью показавшего облик тех, кто победил в себе личное ради более высоких целей, кто ведет непрерывную суровую борьбу за победу революции. « - ... Вы думаете, я не люблю жизнь? - спрашивает Кольну - гина большевик Бахмутский, этот вечный странник, не знающий ни единого дня покоя. - Красоту моря, весну, семью свою, жену, детей? Если жандармское управление позволит мне дожить до старости, и мне выпадет горькое чувство. У меня нет дома. Но я ни с кем не поменяюсь своей судьбой, Кольчугин, - ни с Толстым, ни с Менделеевым. Знаете, если б мне пришлось тысячу раз жить, я бы тысячу раз прожил свою жизнь так, как сейчас».
И гордые слова Бахмутского помогают Кольчугину преодолеть постигшее его горе. Этот человек, умеющий чувствовать сильно и глубоко, побеждает свою боль. Потеряв веру в любимую женщину, он не утрачивает веры в жизнь. Мужественная душа его закаляется в страданиях.
Иначе складывается внутренняя биография юноши - интеллигента Сергея Кравченко. Очень тонко, никак не снижая этим образ Сергея, Гроссман показывает, насколько Кравченко менее зрел и устойчив чем его сверстник Кольчугин. Однако и у Сергея Кравченко много юношеского благородства, его поведение в тюрьме дает основание думать, что и перед ним широко открывается светлый и трудный путь борьбы.
«Годы подполья» - книга о большом, сдержанном мужестве. Она интересна не только как правдивый рассказ о прошлом, о том, что уже стало для нас историей. Книгу эту должен прочесть каждый, кто хочет знать, как закаляются в борьбе ум и воля настоящего человека.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.