Почему так сильно взволновалось начальство? Трагедия Белинского явилась выражением демократических взглядов не только одного автора «Дмитрия Калинина», но и всей передовой демократической молодёжи. Главный герой произведения - Дмитрий Калинин - с особенной страстностью ненавидит крепостничество и связанные с ним несправедливости, издевательства помещиков над крепостными, сильных над слабыми.
Герой трагедии выступает против гнусных крепостнических порядков, принижающих человека до животного. «Неужели эти люди для того только родятся на свет, чтобы служить прихотям таких же людей, как и они сами???» - спрашивает он.
Устами героя говорит закрепощённое крестьянство, гнев которого питает его благородный пафос.
Гневный, обличительный пафос трагедии вызывал бурные восторги молодых друзей автора. Один из участников кружка, Аргилландер, вспоминает:
«Белинский читал все эти сцены с большим увлечением, и всем по тому времени весьма резким монологам мы страстно аплодировали». В трагедии чувствуется отзвук декабристских идей и особенно влияние вольнолюбивых стихов Рылеева. В одном из монологов Дмитрий разражается такой репликой: «Ищешь друга, которому бы можно было открыть душу... Находишь одни бесчувственные трупы». Эти реплики очень напоминают нам стих Рылеева: «Ищешь суетных людей, а находишь трупы хладные». Автор выступает против учения церкви о христианском терпении как учения, удобного для рабовладельцев.
Держать в среде студентов неблагонадёжного в политическом отношении молодого человека начальство, конечно, не захотело. Придравшись к тому, что Белинский по болезни не посетил ряд лекций, ректор в сентябре 1832 года исключил его из университета по слабости здоровья и «по ограниченным способностям».
Формулировка была так нелепа, что она вызвала возмущение студентов, хорошо знавших Белинского как одного из самых умных и даровитых студентов.
Но исключение из университета было не концом, а началом борьбы.
В 1834 году, выступив на поприще критики, Белинский нашёл трибуну, с которой мог повести атаку на самодержавие.
Закрепощённый народ глухо волновался. Частые бунты показывали рост крестьянского недовольства. Белинский стал голосам закрепощённого народа, выразителем его дум и чаяний.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.