Неаполь нередко называют городом песен и сладостного безделья. Но приезжий, подготовленный такого рода рекламой, распространяемой туристскими агентствами, покидает Неаполь с убеждением, что к словам «город песен и сладостного безделья», пожалуй, следовало бы добавить: «...и один из самых нищих городов Европы».
Измышления насчет мнимой беспечности неаполитанцев и их неспособности к общественно полезному труду исходят главным образом от продажных писак, состоящих на службе у господствующих классов Италии. Это они создали ходульный образ неаполитанца - «лаццароне», человека, годного лишь на то, чтобы объедаться макаронами и бренчать на мандолине. Вот яркий образец того, как итальянский капитализм пытается разрешить сложные экономические проблемы пропагандистскими выдумками. Легче всего, конечно, взвалить ответственность за нищету Неаполя на плечи самих неаполитанцев!
А факты говорят совсем о другом. Из миллиона жителей города около ста тысяч частично или полностью безработные. Это определяет характер всей жизни Неаполя.
Начиная с конца прошлого века и вплоть до наших дней итальянский капитализм, сконцентрированный на севере страны, умышленно сохраняет экономическую отсталость Юга, где промышленность почти полностью отсутствует, а в сельском хозяйстве применяются те же примитивные способы обработки земли, что и много веков назад.
Вождь рабочего класса Италии Антонио Грамши писал, что южные землевладельцы приезжают в Неаполь проматывать свои доходы. И поныне этот город удивительных контрастов сохранил облик старой паразитической столицы Юга.
В Неаполе говорят: «Пойду постреляю». Но не думайте, что речь идет о приятной охотничьей прогулке. Под этими словами тысячи горожан подразумевают поиски работы или, правильнее сказать, нелегкую охоту за куском хлеба.
Фантастическая изобретательность бедных людей, вызванная беспросветной нуждой, порождает тысячи самых невероятных профессий, которые иногда граничат с преступностью. Ни в одном итальянском городе не случается столько краж, сколько в Неаполе. Здесь более пышно, чем где бы то ни было, процветает контрабанда, здесь особенно много публичных домов.
Обитатели бедных неаполитанских кварталов с детства приучаются «урвать что - нибудь у дня», то есть любой ценой обеспечить себя и свою семью хлебом насущным. Они ютятся в темных, сырых трущобах, в так называемых «басси», куда никогда не проникает солнце. Эти типичные неаполитанские ночлежки в большинстве своем совершенно непригодны для жилья. «Басси» преимущественно состоят из одной комнаты, загроможденной невообразимым хламом, и в ней живут несколько больших семей.
Дети неаполитанских «басси» вынуждены целыми днями находиться на улице, подвергаясь тлетворному влиянию преступной среды и многочисленным опасностям, которыми чревата жизнь большого города. Школ и детских домов в Неаполе явно не хватает, и множество малышей учится жизни на улице. Здесь они осваивают некоторые мелкие профессии, становятся чистильщиками сапог или начинают спекулировать контрабандными американскими сигаретами.
Но теперь в Неаполе, так же как и во всей Италии, переживающей глубокий общественно - экономический кризис, все сильнее и шире развивается демократическое движение, возглавляемое Итальянской коммунистической партией. Тесный союз между крестьянами Юга и рабочими Севера, на необходимость которого указывал Антонио Грамши и к которому призывает сейчас Пальмиро Тольятти, - прочный залог того, что Неаполь, Юг, вся Италия в целом смогут осуществить прогрессивные преобразования в своей общественной и экономической жизни и уверенно пойти к лучшему будущему.
Перевод с итальянского.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ. Окончание. Начало см. «Смену» №№ 1, 2, 3, 4