Уменье и отвага

опубликовано в номере №363-364, июль 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

В ночь на 24 июня 1812 года почти полумиллионная французская армия, форсировав Неман, вторглась в нашу страну. Великий полководец Наполеон, которого называли «господином всего света», говорил тогда:

«Теперь пойдем на Москву, а из Москвы, почему бы не повернуть на Индию. Пусть не рассказывают Наполеону, что от Москвы до Индии далеко. Александру Македонскому от Греции до Индии тоже было не близко, но ведь это его не остановило...»

«Я иду в Москву и в одно или два сражения все кончу... Я сожгу Тулу и обезоружу Россию».

«Моя армия, - говорил Наполеон, - составлена так, что одно движение поддерживает ее. Во главе ее можно идти вперед, но не останавливаться и не отступать».

Хорошо обученная и отлично вооруженная французская армия была остановлена, наголову разбита, а, остатки ее, бросая все на своем пути, поспешно бежали.

Лучшую в мире армию остановили русские войска, предводительствуемые генерал-фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Непобедимую французскую армию остановили уменье воевать, храбрость и стойкость русских солдат, искусность славных русских полководцев.

Что уменье решает исход отдельных сражений и даже целых войн, - это понимали полководцы всех времен. Римский военачальник Тит Манлий, например, еще в IV веке до нашей эры специально обучал своих солдат, как нужно воевать с латинами. Петр I обучению войск уделял особое внимание. Он говорил:

«Правда, крепость делает неприятелю отпор, однако... победу решит военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их - защита и крепость отечеству...»

Почему мы вспомнили обо всех этих примерах сейчас?

На юге нашей страны, под Сталинградом и в предгорьях Кавказа, разыгрались битвы, не имеющие себе равных в истории. Немцы, сосредоточив на узких участках фронта огромное количество войск, бросили их против наших обороняющихся частей. Не только отвага и храбрость решают теперь исход развернувшихся сражений. Уменье - вот что может сокрушить и сокрушит «непобедимую» немецкую армию. А что это действительно так, подтверждают следующие примеры.

Недавно одно наше гвардейское подразделение, которым командовал гвардии лейтенант Кондауров, вело бой за деревню. Охранять левый фланг атакующих было поручено четырем автоматчикам во главе с комсомольцем Петром Казионовым.

Советские пехотинцы теснили врага, и шаг за шагом успешно продвигались вперед.

И тут стало ясно: немцы решили частью своих сил ударить с фланга, где находилась четверка наших автоматчиков.

Но Петр Казионов, Иван Юдаев, Василий Митин и Иван Иванов не растерялись.

- Без команды огня не открывать, - приказал Казионов. - Подпустим немцев поближе, тогда и навяжем им бой.

Как только фашисты приблизились на расстояние сорока - пятидесяти метров, четыре автоматчика открыли ураганный огонь.

Немцы были настолько ошеломлены, что сразу бросились бежать. Но не многим удалось уйти. Почти весь их взвод, кстати, состоявший исключительно из автоматчиков, был уничтожен четырьмя нашими стрелками.

Разве численный перевес сыграл решающее значение в исходе поединка между советскими и немецкими автоматчиками? Нет, победила искусность наших бойцов, победило уменье.

Полковой комиссар П. Варнава в статье «Секунда решает» рассказывает в этом номере нашего журнала, как много значит, если каждый боец и командир будут обладать чувством времени. Но чувство, времени - это только одна из разновидностей воинского искусства, уменья. А вот другой пример.

Во время одного из сражений возле населенного пункта путь нашей пехоте преграждал пулеметный расчет немцев, тщательно скрытый в густом кустарнике. Что делать? Ни легкой артиллерии, ни пулеметов у наших пехотинцев не было. И все-таки не отступать же назад!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены