Зайцу дали морковку и. когда он принялся за неё, приблизили к морковке барабан. Заяц сердито взглянул на этого внезапно появившегося конкурента, и барабан «испуганно» удалился. Следовательно, противник не так уж страшен, и заяц увереннее берется за своё лакомство.
Но барабан становится наглее и, хотя трусовато, с отступлениями, но всё ближе подбирается к лакомому блюду косого. Тогда рассерженный
заяц бьёт передней лапой по дерзкому, но не страшному «противнику», и барабан вновь поспешно исчезает.
При повторном покушении заяц бьёт по барабану уже двумя лапами. Тот удаляется, но затем вновь приближается. Выведенный из себя заяц яростно бьёт передними лапами по туго натянутой коже назойливого «врага», и... артист, «заяц-барабанщик», готов!
Так, проникая в сущность биологии и психологии животного, без единой попытки насилия Владимир Леонидович Дуров делал из разных животных, птиц, зверей исполнительных артистов.
В. Л. Дуров был первым, кто отказался от дрессировки животных насилием.
Характерно, что от такого эмоционального и биологического подхода к выбору номера никогда не страдала занимательность представления.
В нынешнем Уголке имени В. Л. Дурова демонстрируется несколько аттракционов, резко нарушающих наши обычные представления о «нравах» животных. В аттракционе «Кошкин дом» показывается обычная домашняя кошка, мирно бытующая в одном домике с мышами и крысами. В другом - зрителям демонстрируется совместный обед петуха и лисицы.
Создание такого необычного «симбиоза» достигалось способом, который Владимир Леонидович называл «торможением инстинкта нападения».
Дуров сажал волка и козла в одну клетку, отделяя их друг от друга выдвижной прозрачной сетчатой перегородкой. Постоянно видя друг друга, животные постепенно привыкали к такому тесному соседству. Затем клетка освобождалась от волка, и козёл с помощью лакомства приручался к отделению, где жил волк. Считая это место «своим», козёл потом смело шёл в отделение волка, и волк, потрясённый «смелостью» козла, жил с козлом совместно, уже без перегородки.
Владимир Леонидович считал, что животные используются человеком далеко не в меру всех их способностей. Путём тренировки он, например, заставлял морского льва ловить рыбу и доставлять её на берег человеку.
После смерти Дурова его дочерью Анной Владимировной был создан «Театр зверей». Эта новая форма
театрализованного показа дрессированных животных имеет много преимуществ по сравнению с обычной цирковой. Применение полуманежа даёт возможность инсценировать при помощи зверей - «артистов» различные басни, народные сказки, разыгрывать целые пьесы. Уже инсценировалась басня И. А. Крылова «Лисица и виноград», готовится постановка «Терем-теремок» и другие. Ежегодно «Дуровский уголок» посещают до 170 тысяч человек. В Уголке ведётся научная работа по темам, связанным с изучением поведения животных и разработкой научных основ дрессировки. Демонстрируется свыше 250 животных. В Уголке показываются короткометражные кинокартины о жизни животных.
Сейчас разработан план реконструкции Уголка имени Дурова. Будет открыт новый «Театр зверей» на 500 мест и «Сад дрессированных животных», в котором каждое животное будет выполнять определённую работу (медведь - крутить детскую карусель, слон - качать воду и молоть зерно, олени - возить детей в «упряжках Севера» и т. д.).
Работающий при Уголке кружок юных дрессировщиков должен послужить ядром будущей единственной в мире школы дрессировщиков животных. Это будут новые кадры советских дрессировщиков, опирающихся в своей работе на научный метод дрессировки, впервые разработанный В. Л. Дуровым.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.