Творческая должность

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1049, февраль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Не только моя, всей бригады.

— А как вы лично стали рационализатором?

— Собирал на Новокраматорском заводе наш станок. Большой станок для обработки шестерен диаметром от пяти до восьми метров. Система смазки деталей станка была очень сложной. Маленьких медных трубочек там, по которым масло смазочное подается, — запутаешься. К каждой смазочной канавке своя трубочка. Собирал эти трубки, мучился. И вижу вдруг: на асфальтовом полу желобки для стока воды, соединенные друг с другом. Вот, думаю, такие сообщающиеся желобки и на станке бы сделать. Но очень уж просто получалось. Простота эта поначалу и испугала меня. А потом на завод вернулся, конструкторам рассказал, и уже следующий станок был с моей системой смазки. Самому же пришлось и собирать его.

— Вот вы сказали, что каждый третий рабочий в цехе — рационализатор. А рационализаторских предложений гораздо меньше. Чем это объяснить?

— Русской поговоркой «ум — хорошо, а два — лучше». Производство у нас сложное. Одному чаще всего не поднять какую-то идею большую. А если каждый что-то подскажет, смотришь, дело получается громадное. У нас в последнее время все бригадой делается. Кто-то предложил идею, обмозговали ее все вместе, рассчитали, а потом уже и заявляем. Мы все вместе разработали и внедрили принципиально новый метод разгрузки направляющих планшайбы. Узел сложный. Мы его значительно упростили, в размерах уменьшили, а работать он стал гораздо надежнее. Даже не помню, кто из бригады первым предложил это усовершенствование. Да и неважно это. Одному человеку такая работа была все равно не под силу, а бригадой мы с ней довольно быстро управились.

— А если предложение простое?

— Мы ведь и рационализацию рассматриваем как один из методов воспитания творческого начала в человеке. Видел у нас молодых в бригаде? Борис Авдеев и Леша Ефремов только начинают свою рабочую биографию. И важно им сразу почувствовать себя в бригаде необходимыми, равными. Тогда они к мастерству лучших станут упорнее подтягиваться. И если я скажу им, что вот, ребята, есть такая идея, прикиньте, как лучше нам с ней обернуться, они же спать-есть не будут. И если сами не решат, не страшно. Вместе додумаем. Но для них эта работа будет многое значить.

— Вы все бригадные вопросы решаете вместе?

— Конечно. И даже такие, где, казалось, можно было бы обойтись только моим решением как бригадира. Когда подводят итоги соревнований, лучшего тоже называет бригада.. И обязательства мы так принимаем. Сообща все взвесим, подсчитаем, распишем, что сегодня сделать, а что завтра. И если мы обязательство взяли, выполним его, потому что не с потолка списали. Хуже нет, когда человек принимает обязательство, не обдумав его, не подсчитав своих сил и возможностей.

— Какие обязательства вы взяли?

— Каждый член бригады должен сэкономить не менее семидесяти нормо-часов. Да еще индивидуальные: кому курсы закончить, кому на очередной разряд сдать. Представляете, что такое семьдесят часов? Декада целая! Тут на каждой операции надо экономить где час, где десять, а где минутку всего. Но главное — за счет инициативы, творческого подхода к работе.

А комсомольцы цеха еще взяли шефство над карусельно-шлифовальным станком особой точности. Станок экспериментальный. Его и в плане цеха не было. А комсомольцы настояли, доказали, что смогут сделать. И вижу, как растет этот станок, К съезду партии, думаю, он будет продукцию выпускать.

В первые дни войны пятнадцатилетний Александр Федосеев стал к слесарному верстаку. В январе сорок третьего, замучив коломенского военкома просьбами и рапортами, ушел на фронт. И только в пятидесятом сменил солдатскую гимнастерку на комбинезон слесаря. О войне вспоминать не любит: воевал, ранен был, снова воевал. О заводе же и своей бригаде может говорить без конца. Завод для него — существо одушевленное.

— Я приварился к нему, прикипел, мясом прирос. Он стал моей жизнью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены