Велико творческое наследие Льва Николаевича Толстого, давшего, - по определению В. И. Ленина, - первоклассные произведения мировой литературы.
Как работал писатель? Каковы методы и содержание его труда?
На эти вопросы отвечают собственные высказывания Толстого о своей работе и оставшиеся после него рукописи.
С самого начала литературной деятельности и до конца дней своих Толстой предъявлял к себе определённые требования как эстетического порядка, так и касающиеся самой техники писательского труда.
В 1853 году, составляя для себя «литературные правила», он записывает, что всегда «предмет сочинения должен быть высокий». 28 октября 1870 года Толстой отмечает в записной книжке:
«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает... Но настоящий поэт сам невольно и с страданием горит и жжёт других. И в этом всё дело». В мае 1889 года, раздумывая о признаках истинного искусства, писатель кратко формулирует в дневнике свои мысли: «Признаки истинного искусства вообще - новое, ясное и искреннее».
В период работы над романом «Война и мир» Толстой пишет в одном письме: «Цель художника... в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех её проявлениях...»
Но не только о содержании, о «предмете» искусства размышлял Толстой. С самого начала писательского пути он постоянно говорит о значении формы художественного произведения: о языке, стиле, композиции и о самой технике писательской работы; он требует от писателя - художника постоянного и напряжённого труда.
Будучи ещё начинающим писателем, Толстой пишет в дневнике о необходимости постоянно «формировать слог: 1) в разговоре, 2) в письме», в качестве упражнения рекомендует «переводить что - нибудь с иностранного языка на русский для развития памяти и слога».
Через год Толстой записывает: «Нужно безжалостно уничтожать все места неясные, растянутые, неуместные... хотя бы они были хороши сами по себе».
Лев Николаевич постоянно повторял это правило и в своей работе всегда следовал ему. Он говорил, что для писателя «одно законное счастье есть честный труд и преодоление препятствия».
Работая над «Азбукой и русскими книгами для чтения», Толстой указывал в письмах того периода: «Работа над языком ужасная - надо чтоб всё было красиво, коротко, просто и главное - ясно». Он считает, что основное достоинство его труда будет заключаться «в простоте и ясности рисунка и штриха, т.е. языка».
В письме к Фету Толстой признавался: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором принуждён сеять. Обдумать и передумать всё, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000000, ужасно трудно. И этим я занят».
Взыскательный к себе, художник никогда не удовлетворялся первоначальными вариантами.
Одно и то же место или всё сочинение неоднократно исправлялось, переписывалось и вновь исправлялось.
Напряжённая творческая работа продолжалась в корректурах и часто в уже напечатанных частях произведения. Так было с «Войной и миром», «Анной Карениной», «Воскресением» и многими другими произведениями.
Поистине безжалостно относился он к ранее написанному, вычёркивал иногда не только целые абзацы, но и целые главы и художественно законченные эпизоды. Интересно в этом отношении собственное признание Толстого:
« - У меня в романе («Воскресение». - Ред.) была сцена, где уголовная преступница встречается в тюрьме с политическими. Их разговор имел важные последствия для романа. От знающего человека узнал, что встречи в московской тюрьме произойти не могло. Я переделал все эти главы, потому что не могу писать, не имея под собой почвы».
Основной текст романа «Война и мир», создававшегося шесть лет (1863 - 1869 годы), имеет 94 печатных листа, а черновые варианты составляют более чем 124 печатных листа. Причём следует учесть, что не все черновики романа сохранились.
Почти всегда в процессе работы Толстой углублял и расширял первоначальный замысел, зачастую придавая ему новое идейное направление. Так, например, задуманный семейно - исторический роман периода 1805 - 1812 годов в процессе написания «Войны и мира» разросся в широчайшее полотно русского национального эпоса.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.