Седой, плотный, улыбчивый человек – директор госхоза Хо Вань Тхиен – говорит слова, исполненные большого и глубокого значения:
– Раньше здесь никто не работал.
И рассказывает о первой тысяче гектаров поднятой целины, о том, что преобразуют землю 2500 человек – местных жителей и, главное, молодых добровольцев.
Он просит не расспрашивать иных ребят и девушек о прошлом – тяжелом, порою постыдном, чтобы не задеть в них человеческого самолюбия. Среди многих его забот эта – одна из главных.
С бережным отношением к своим воспитанникам мы встретились и в уезде Суенмок, в «школе молодежи, строящей новую жизнь». Она была создана в ноябре 1975 года, а первый выпуск состоялся в июне 1977-го. «Школа дала мне и моим друзьям-сверстникам такое представление о жизни, о которой я раньше никогда не думала», – написала выпускница Чионг Тхи Ми Зунг, одна из тех, кого причисляли к представителям городского «дна». Искалеченные старым строем юноши и девушки обретают новую судьбу, и в этом одна из больших и глубоких заслуг СКМ Хо Ши Мина, члены которого берут на себя полную меру ответственности за их сегодняшний и завтрашний день.
Школ в столице бывшего марионеточного государства насчитывалось почти в три раза меньше, чем официально открытых «веселых домов». В сельской же местности здание школы можно было увидеть далеко не в каждой деревне, но чаще всего действительно только здание. Большинство школ не работало: не хватало у крестьян денег для учебы. Недоставало в деревнях и учителей. А действующие школы в основном давали детям крестьян образование только начальное.
– Естественно, что в таких условиях партия придавала и придает нашему институту очень большое значение, – говорит ректор Хошиминского педагогического института Чан Тхань Дам. – Его называют «детищем победы», потому что как истинное учебное заведение институт сформировался только после освобождения южной части и воссоединения всей страны. Базой, правда, нам послужил старый пединститут, но был он маленький, всего с двумя отделениями – естественным и гуманитарным, на которых три десятка преподавателей обучали 913 студентов. Сейчас же у нас свыше пяти тысяч будущих педагогов и почти девятьсот человек профессорско-преподавательского и обслуживающего состава. Институт вырос не только в количественном отношении, но и, что, быть может, самое важное, в качественном. На всех шести факультетах, на всех кафедрах у нас теперь работают опытные преподаватели, значительно изменился и состав студентов – большинство из них дети рабочих и крестьян, бывшие подпольщики, участники боев за освобождение своей родины.
– Поэтому и комсомольская организация в нашем институте по-настоящему боевая и многочисленная, – добавил секретарь комитета комсомола Фан Си Нам. – Горком дает нам самые ответственные поручения.
Студенческие отряды во время каникул строят дамбы и прокладывают каналы, работают вместе с крестьянами на рисовых полях, помогают им изучать идеи партии.
Одновременно они изучают революционные традиции крестьянства и познают условия своей будущей жизни и работы. Большинство студентов добровольно согласилось после окончания института уехать в дальние сельские районы, в том числе и пограничные, где ведутся боевые действия.
В маленькой комнате комитета комсомола мы видели письма крестьян из самых разных южных провинций. Письма похожи – в каждом из них искренняя благодарность студентам за помощь, доброту, дружеское участие. В институте гордятся и этими письмами и работой студентов во время каникул. Но главным для будущих педагогов остается все же учеба, постижение своей профессии.
Среди тех, кто с оружием в руках добывал право на образование, немало юношей и девушек, многое забывших из школьной программы. Специально для них открыт подготовительный курс. Преподаватели и студенты-отличники берут шефство над отстающими. Почти треть будущих учителей уже сейчас носит звание наставников. У каждого, как правило, один ученик. Пары «сильный – слабый» могут образовываться, конечно, и самостоятельно, но наставников утверждают факультетские комитеты комсомола, они же постоянно контролируют и работу «сильных» и успехи их подопечных.
Активно действует в институте совет научно-исследовательских студенческих работ, филиалы которого есть на всех факультетах. Студенты готовят рефераты, выступают с докладами о достижениях в отдельных областях знаний, о методике преподавания тех или иных предметов. Кстати, свои методические предложения и преподаватели и студенты проверяют на уроках в экспериментальной средней школе, существующей при институте.
– Для работы в сельских школах мы уже направили свыше тысячи своих питомцев, – говорит бывший аспирант Московского государственного университета, кандидат физико-математических наук, проректор Хошиминского пединститута Као Минь Тхи. – Я уверен, что наши выпускники достойно справятся со своей задачей. А задачи у сельского учителя широкие. Он призван не только отлично выполнять свою работу – учить детей, но еще и нести в массы идеи партии, свет социалистической культуры.
Накануне юбилея Ханойского машиностроительного завода молодые станкостроители предложили найти и поднять на пьедестал первый токарный станок, выпущенный во Вьетнаме двадцать лет назад. Задача была не из легких: архивы в отделе сбыта не сохранились, а искать станок по всем заводам и мастерским страны все равно что иголку в стоге сена. Даже автор этого предложения токарь Тхай Хьен Лыонг готов был отказаться от поисков.
– Сами мы, конечно, с этим делом не справимся, но разве молодые станочники с других заводов нас не поймут? – утешил его секретарь заводского комитета комсомола Динь Вьет Тхань. – Напишем письма ребятам, объясним – уверен, что наш станок обязательно найдется.
Первый токарный станок «Т-616», сконструированный специалистами московского завода «Красный пролетарий» и их вьетнамскими коллегами, был собран на Ханойском машиностроительном заводе № 1 12 апреля 1958 года. Эту дату официально считают днем рождения завода. И когда ровно через три года в космос поднялся первый человек Земли, молодой станочник Нгуен Тхай Ха, выступая на митинге, связал воедино дату рождения завода и «начало космической эры». Об этой связи товарищ Ха, ныне заместитель директора завода, не устает напоминать: «Наш первый станок, как и первый космический корабль, создан советскими людьми».
Первый Ханойский машиностроительный завод – первый не только по номеру. Станки – база индустрии, а продукция ХМЗ идет теперь не только на оснащение предприятий СРВ, ее уже знают станочники Лаоса и Кубы, Индии и Польши. На последней Лейпцигской ярмарке почетного диплома удостоен вьетнамский токарный станок «Т-6М-16».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.