Я не видел, чтобы швед на соревнованиях предпочел финские лыжи шведским или наоборот. Каждая из скандинавских стран может похвалиться прекрасными марками лыж. Причем производство инвентаря шагает в ногу с неизбежными изменениями в технике и тактике лыжных гонок. У нас же только таллинские лыжи более или менее отвечают современным требованиям. А мази? Ведь до сих пор отечественная промышленность не может нам дать смазку, которую бы наши лыжники могли применять в любую погоду с таким же успехом, с каким мы применяем мази зарубежных фирм. К сожалению, лыжи и мази лучших образцов почти недоступны молодежи, стоящей на пороге спортивного мастерства.
Нас было четверо в столице Тироля: Николай Каменский, Коба Цакадзе, Петр Коваленко и я. Соответственно мы заняли 32, 28, 21 и 6-е места. Конечно, нам было обидно. Ни одной медали нам - прыгунам с трамплина- не досталось. Безусловно, финны, норвежцы, австрийцы, немцы, итальянцы - грозные соперники, они имеют богатые традиции, колоссальный опыт.
Чтобы хорошо прыгать, нужна смелость и отличная техника. Смелости советским спортсменам не приходится занимать. А вот техника...
Чтобы прыгать хорошо, нужно прыгать много. Мы же прыгаем значительно меньше зарубежных прыгунов. И речь идет не только о состязаниях. Показателен такой пример. Одно из первых ответственных для нас международных соревнований - традиционное турне четырех трамплинов, к началу которого зарубежные лыжники имеют за плечами по 200 - 250 тренировочных прыжков. Мы же только по 60-80. Когда зима подходит к концу, наш багаж вырастает до 300 прыжков, то есть мы только к концу сезона успеваем сделать то, что зарубежные прыгуны имеют к его началу.
Секрет прост. У нас в стране нет ни одного трамплина с лифтом. Вот и получается, что большая часть тренировочного времени уходит на подъемы.
Но дело не только в лифтах и количестве прыжков. Чувство полета, умение управлять своим телом, принимать наиболее выгодную позу - самое важное для прыгуна. Это не приходит сразу. Нельзя, например, зимний сезон сразу же начинать на мощном трамплине. Даже сильнейший прыгун, не подготовленный в моральном и физическом отношении к такому испытанию, будет чувствовать себя неуверенно.
Но именно так нам и приходится начинать. У нас есть мощные трамплины в Москве, Горьком, Томске. Есть и маленькие. А нужно иметь серию трамплинов постепенно повышающейся мощности, чтобы каждый служил как бы переходной ступенью к следующему рубежу. Чтобы ты не прыгал с закрытыми глазами, на авось: долетишь или не долетишь, - а твердо верил в свой полет и в свое приземление. Только если ты уверен в себе, можно думать о технике. И когда летишь в воздухе, спрашивать себя: а как у тебя корпус, как руки, выравнены ли лыжи? Словом, все ли в порядке?
Вот, пожалуй, главное.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.