А Енукидзе на это ответил:
- Ты в два месяца будешь выходить три раза для того, чтобы попасть в баню и если три выхода разделить на два месяца, получишь полтора выхода.
Такой режим применялся, понятно, в целях конспирации, чтобы ненароком не навести на подполье охранников.
Кроме «хозяина», «приказчика» и «прислуги» (все, конечно, были партийные товарищи), остальные составляли типографский штат - 2 печатника, 4 наборщика, делившиеся в работе на 2 смены.
Интересно, как доставлялась бумага в типографию.
Об этом - любопытные воспоминания Богомолова (Черта). Товарищ Богомолов жил тогда по паспорту на имя смоленского дворянина Алексея Алексеевича Малеванного. Пользуясь этим, он снял в Кокоревском подворьи на Софийской набережной амбар, как будто владелец транспортной комиссионной конторы. Затем Богомолов и другой работавший с ним товарищ пригласили артельщика Кокоревских складов в трактир для установления «добрых отношений». Размягший после выпивки артельщик желал всего лучшего новой конторе и обещал доставлять клиентов. В дальнейшем он оказался по своему простодушному поведению полезным человеком при разных перевозках. Когда вся подготовка была закончена, Георгий (Стуруа) передал «владельцу конторы» накладную на вагон риса, пришедший с Кавказа. Рис был перевезен на склады, вслед за тем были куплены несколько ящиков великолепной почтовой бумаги (очень тонкой) и осталось только упаковать бумагу в мешки с рисом. Эта задача оказалась наиболее сложной - в результате ладони непривычных к упаковке «приказчиков» и «хозяина» от обращения с огромными иглами были совершенно исколоты.
Вывоз из типографии готовой литературы производился в обратном порядке. Номера «Рабочего» и другая литература упаковывались в мешки с рисом и отвозились на Кокоревку. А затем, уже со склада, они отправлялись в ящиках по различным адресам. Однажды тут дело не обошлось без тревоги, к счастью, окончившейся благополучно. Приемщики груза при отправке в Ленинград потребовали вскрыть ящик.
- Иначе общество не может взять на себя ответственность за доставку и сохранность. Времена, знаете, ненадежные.
Сдававшая груз Соколова нашлась:
- Груз принадлежит не мне и без разрешения владельца я этого сделать не могу.
«Условились, - пишет В. Соколов, - на том, что «до завтра» груз останется в кладовой при конторе, пока владелец груза решит, что делать.
Конечно, вскрывать ящик нельзя было. Решили взять его обратно. Но, понимая, что при этом в конторе должны возникнуть подозрения и дело может закончиться при участии полиции, решили мобилизовать силы. Извозчика послали своего. В воротах склада с револьверами стали А. Голубков, В. Соколов, А. Рыков (теперь - Председатель Совнаркома)
и А. Яшвили. Предполагалось при тревожном сигнале изолировать помещение склада до вывоза груза.
Однако поставленное накануне Соколовой требование вновь не предъявили. Так что о желании взять ящик обратно заявлять не пришлось. Груз взвесили, выдали накладную и он благополучно ушел в Ленинград.
ТИПОГРАФИЯ начала свою работу уже при подъеме рабочего движения. А очень скоро наступили и так называемые «дни свободы». По России прокатилась всеобщая забастовка. Началась полоса митингов, собраний, легальной печати, надежд на скорую победу революции, на Думу и т. д. В большевистской партии, конечно, меньше всего увлекались царскими «подачками». Знали, чего рабочий класс крепко не вырвет у самодержавия, то оно при первом случае заберет обратно.
Вот почему, когда работавшие в типографии товарищи заговорили в ноябре о том, что пора «распускать», Красин заявил: «Ни под каким видом. Таково мнение Ильича». Надо было, ведь, не только содержать работников, но и, плохо ли, хорошо ли - лавку с товарами. А это по обстоятельствам 1906 г. было признано непроизводительным расходованием партийных средств.
Смертную тоску работников разрядило Московское Декабрьское восстание. Как вспоминает тов. Соколов: обитатели магазина ходили на баррикады, а одного даже помяли казаки.
После восстания вновь появилась работа. К V - му съезду партии, который должен был быть в Стокгольме, надо было срочно печатать резолюц. и директивы ЦК. И работники ожили.
Так продолжалась работа до июня 1906 года. Затем типография была ликвидирована, главным образом, по причине очень дорогого содержания.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Школа ученичества главных Ярославских мастерских