В 1905 - 6 г.г. на окраине Москвы, по Лесной улице, в небольшом трехэтажном каменном доме № 55 (теперь 62) помещалась «Торговля сухими восточными товарами».
Так, по крайней мере, гласила вывеска.
Заходивший изредка покупатель неизменно заставал хозяина на ларе в полупустой лавке.
- Почему товаров мало?
- Мы оптовые, закажешь, завтра доставим - специальный склад есть.
Сговорится хозяин с покупателем и опять на ларь, невозмутимый, ленивый, как узбек из старого Ташкента. Только что халата на нем нет.
В другой раз забредет постовой «городовик», угоститься орехами и кишмишем, соболезнующе скажет:
- Ну, как торгуешь?
- Мало - мало, по миру сбырать надо.
- Вот как. А что же народу столько кормишь, - кивает на балующихся в шашки приказчиков городовой и советует навести экономию.
- Да, уж, где тут экономия, - безнадежно машет головой хозяин, - родные.
И хозяин, и приказчики - кавказцы. Городовому и в голову не может прийти, что здесь дело нечистое.
А на самом деле «торговля сухими восточными товарами», известная в истории под названием «кавказский магазин» - была центральной типографией большевиков.
ТРУДНО НАМ, молодому поколению, вызвать в своем представлении всю сложную и тяжелую обстановку, в которой «старая гвардия» подкапывала самодержавие и капиталистический строй, создавала партию, формировала отряды борцов пролетарской революции. Теперь любая комсомольская ячейка - была бы охота - может свою стенную газету печатать.
А было время, когда для того, чтобы распространить в рабочем классе Ильичевское слово, надо было иметь сложную подпольную технику. Особые организаторы клали годы на создание скрытых от глаз царских ищеек типографий, чтобы печатать литературу и внутри России. С 1903 года большая типография работала в Баку. Устроенная в подземелье, в глухом переулке, она до самого конца своего существования (в 1905 г.) и не была открыта полицией. Пока революционное движение не приняло массового характера, бакинская типография великолепно выполняла свою роль. Но пришел 1904 год, русско - японская война, с ней колоссальный рост общественного движения. Наконец, для партии оказалось необходимым иметь типографию в центре, в Москве, чтобы быстро давать печатное разъяснение текущих событий.
Таким образом, в середине лета организатор бакинской типографии ЦК Семен Енукидзе очутился в Москве для создания в ней типографии.
МАГАЗИН НА Лесной был снят вместе с еще одной тихой комнатой, кухней и подвалом.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Школа ученичества главных Ярославских мастерских