В условиях капиталистического строя и особенно в условиях современного, монополистического капитализма техника все в большей степени становится средством угнетения и эксплуатации. Ее социальное назначение - способствовать развитию производительных сил, подчинению человеку сил природы отходит на второй план. Главной задачей техники становится укрепление капиталистического строя, укрепление эксплуатации, сохранение господства непроизводительных классов. Техника все в боль - шей мере служит целям разрушения, организации нового рабства. Только пролетарий, уничтожив капиталистическую основ общества, сделает технику могучим средством развития производительных сил, освобождения трудящегося человечества.
Популярный американский писатель Франк Норрис рассказывает в своем романе «Спрут», как строилась одна из многочисленных железных дорог в Техасе. Непосвященный читатель с первого взгляда может подумать, что строительством этой дороги занялась какая - нибудь крупная вредительская организация: до такой степени все приемы предпринимателей насыщены уголовщиной. Подкупы, подлоги, мошенничество, спекуляция, шантаж, налеты, убийства, - пущен в ход весь богатый арсенал уголовных трюков для того, чтобы захватить в лапы железнодорожной компании нужные ей земельные участки.
Увы, эти сомнения могут явиться лишь у «непосвященного». Тот, кто знает секрет капиталистического предпринимательства, нисколько не будет удивлен столь явными отклонениями от закона. Как известно, закон в капиталистическом обществе служит тому, кто больше платит. В этом его своеобразная «диалектика»: один и тот же параграф законодательства может превратиться в собственную противоположность под живительным влиянием золотого потока.
Буржуазия на заре своего развития была могущественной прогрессивной силой: она вызвала к жизни скрытые раньше производительные силы, дала толчок невиданному развитию техники. Но за годы своего господства буржуазия сделала могучую технику производства жалкой служанкой эксплуатации. Сумерки буржуазии проходят под знаком величайшего выхолащивания, величайшего опошления всех прогрессивных сил, вызванных ею же самой к жизни. В буржуазном мире все расценивается на деньги, все продажно. В ее руках техника из средства раскрепощения человека стала орудием его неслыханного закрепощения.
Громкие слова о «прогрессе», о «цивилизации» прикрывают на деле грязную природу безотчетной эксплуатации.
Кто не знает, что Америка - страна необычайного развития железнодорожной сети? Кто не знает, что Америка имеет богатейшие транспортные ресурсы? Железные дороги усиливают рыночный оборот, удешевляют транспортные расходы, увеличивают возможности сбыта, повышают, в частности доходность сельского хозяйства... Посмотрите, однако, как тысячи мелких фермеров в С. - А. С. Ш. в результате строительства железных дорог доводятся до полного разорения и обнищания.
Мы привыкли считать трактор и комбайн средством раскрепощения крестьянина от его примитивной техники и нищеты. Правильно. Но в той же Америке они являются средством разорения мелкого фермера, который не может выдержать конкуренции крупных земельных магнатов, - конкуренции, кстати сказать, нередко принимающей формы самого простого разбоя.
«Интересы человеческого общества», которые будто бы управляют капиталистической, техникой, являются чистейшей фикцией, мифом, который поддерживают только ублюдочные пацифистские философы. Известно, что рекордная быстрота американских поездов сочетается с рекордным количеством катастроф. Железнодорожные короли попросту рассудили, что потери от этих катастроф все же значительно менее тех прибылей, которые достигаются сумасшедшими скоростями. То, что при этом десяток - другой людей выйдет из строя, нисколько не волнует капиталиста: прибыль все - таки окажется выше издержек.
Кстати, как сочетать с «интересами человеческого общества» такие «достижения» техники, как электрический стул, двадцатидюймовые орудия и авиаматка «Саратоги»?
Многие еще помнят страшный ураган, разразившийся в 1927 году во Флориде. Целые селения были снесены ураганом, сотни людей погибли во власти стихии, 50 тысяч человек остались без крова, больше чем на 200 миллионов долларов имущества было превращено в развалины. Вот когда во всей своей силе могла бы сказаться капиталистическая техника! Аэропланы, автомобили, телеграф, радио, - все могло быть мобилизовано для спасения погибающих. Но - странная вещь! радиостанции отказались принимать сигналы о помощи, железные дороги прекратили подвоз продуктов, правительство отложило обсуждение вопроса о помощи пострадавшим. Что случилось? Все очень просто: это бедствие неудачно совпало с матчем на звание чемпиона мира по боксу между Джеком Демпсеем и Джином Тюннеем. На зрелище этого матча собрались 142 тыс. человек. Железные дороги прекратили всякие перевозки: через каждые пять минут поезда отвозили в Филадельфию жаждущих насладиться дивным зрелищем рекордного выворачивания скул. Радиостанции не принимали никаких сигналов: они сообщали только подробности схватки, к которым жадно прислушивалась вся «цивилизованная» Америка. Газеты молчали о бедствии во Флориде: их полосы были заняты сенсационными отчетами о поединке. Правительство, общественные деятели прекратили приемы: им было некогда.
Удивительно ли, что могущественная техника оказалась бессильной в борьбе с ураганом?
Грандиозные сооружения капиталистической техники - издевка над так называемыми «интересами человечества». Одним из величайших в мире сооружений является Панамский канал. История постройки этого канала сделала его нарицательным именем для всякого грандиозного мошенничества: постройка этого канала превратилась в эпопею фантастической по своим размерам спекуляции и бессмысленной траты человеческого труда. Мало этого: канал, который, казалось бы, должен был стать для окружающего населения и страны источником экономического роста и возвышения, явился могучим средством для полного закрепощения ближайших республик - Панамы и Колумбии, полной потери ими своей независимости.
Сейчас этот канал уже не удовлетворяет американский капитал. На случай предстоящей тихоокеанской бойни нужна постройка еще более мощного канала. После многочисленных изысканий американские инженеры нашли место для этого канала в республике Никарагуа. Не беда, что Никарагуа - «независимая республика». На всякий Случай американский флот уже демонстрировал свое могущество, разрушив несколько ни в чем не повинных прибрежных селений. Правительство - на жалованье у нью-йоркского банка! Вождь освободительного движения Сандино изгнан. Все в порядке. Если Никарагуа осмелится возражать, ее познакомят с американской техникой в действии - авиацией и артиллерией. Нигде, однако, так обнажено не вскрывалось лицемерие буржуазного технического «прогресса», как в истории с нильскими плотинами в Египта Нил с древних времен и до наших дней является «кормильцем» и «поильцем» египетского хлопковода. Англия, давно уже прибравшая Египет к рукам, знает это достаточно хорошо. Растущая египетская буржуазия потребовала известной самостоятельности. Ничего не наделаешь: новые времена требуют новых способов эксплуатации. Аэропланы и дредноуты не помогают; нужно искать более действительных средств. Изобретательная мысль английских империалистов заработала с молниеносной быстротой. В результате возник дьявольский план «раздела Нила». Смысл этого плана заключается в том, что гигантская плотина, регулирующая водоснабжение Египта, строится у Джебель - Аулии в Судане, т. - е. в английской колонии. Никакая «святая инквизиция» средневековья не могла придумать более изысканной пытки. Египет, таким образом, «как бы» самостоятелен. Но при малейшей попытке выйти из повиновения Англии он будет обречен на гибель от безволия. Не правда ли, проект, достойный современной технической науки?
Египет осмелился возражать. Мы знаем, во что это ему обошлось. Высокая империалистическая техника лишний раз показала свою преданность интересам буржуазии: под дулами шестнадцатидюймовых орудий представители египетской буржуазии с необычайной готовностью подписали требуемый договор. Когда это было сделано, «рабочий» премьер Макдональд мог патетически объявить всему миру, что он дал самостоятельность Египту: эта «самостоятельность» в крепких руках Суданской плотины.
Время делает свое дело. Сумерки капитализма приближаются с необычайной быстротой. Капитализм изживает себя как гегемон производственного процесса. Из средства развития техники капиталистические отношения превращаются в средства, мешающие этому развитию. В каком гигантском противоречии с техническим прогрессом находятся те непрерывно растущие орудия разрушения, на производство которых уходит колоссальное количество общественно - полезного груда! Современные «вавилонские башни» - нью-йоркские небоскребы - являются всего лишь прекрасной мишенью для дальнобойных орудий. Океанские гиганты, смело бороздящие волны навстречу ураганам и штормам, становятся жалкой игрушкой при встрече с маленькой подводной лодкой.
Капитализм сам создает те силы, которые должны разрушить его могущественную технику. Так сквозь мишуру показного благополучия, сквозь покрывало технической мощи отчетливо видны язвы, заживо разъедающие капиталистическую природу.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.