Теадекада

опубликовано в номере №146, февраль 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Бравый солдат Швейк» в Реалистическом театре

Книга чешского писателя Ярослава Гашека «Бравый солдат Швейк» обошла весь мир. Злая ирония и обличающая сатира, направленные против всего уклада буржуазного общества ясное и простое изложение создали произведению небывалый и заслуженный успех.

Реалистическому театру инсценировавшему роман Гашека, пришлось преодолеть ряд серьезных трудностей; легко можно было бы разбросаться и потонуть в изобилии сцен, острых и едких диалогов, комических положений, но главное, необходимо было вытравить национализм и пацифистские настроения автора:

Театр сумел обработать роман Гашека: выбрано все основное общественно - значимое, и добавлены агитационные вставки, кино, разговор помрежиссера со Швейном в такой незабываемый эпизод, как бег с протезами.

Театру следовало бы показать Швейка, постепенно классово и политически прозревающего, но - живущего под выгодной для него маской глупца. Так прозревание Швейка создало бы из разрозненных эпизодов единство и целеустремленность. Тогда иначе зазвучали бы слова Швейка о революции, тогда иначе представилось бы его братание с русскими и добровольное пленение. Не бегство с фронта от трусости, но желание приобщиться к русской революции не уклонение от мировой бойни, а стремление к тем, кто первый провозгласил лозунг: «Из войны империалистической - войну гражданскую».

Театр правильно поступил, давая вначале как пролог, конферанс. Таким же конферансом - эпилогом следовало бы и завершить спектакль: агитационно-насыщенное обрамление придало бы спектаклю большую цельность и ясную политическую направленность.

Актеру Плотникову следовало бы отчетливее показывать маску Швейка - «слуги, который умнее и хитрее своего господина». В каждом эпизоде он должен появляться простаком, а уходить мстящим и издевающимся. Такой Швейк не только подтрунивает и дурачится, но бичует и клеймит весь ненавистный ему мир военщины, полиции и церкви.

Постановщик сумел сосредоточить внимание зрителя на внутреннем содержании пьесы. Таким образом социальная сатира, направленная у Гашека против буржуазии родины Швейка, становится всеобъемлющей, расширяя и проясняя политический кругозор пролетариата.

Блестящая режиссерская выдумка, остроумная и экономная конструкция Шлепянова, Дружная и равноквалифицированная игра актеров создали спектакль бодрым, уверенным, ударным. «Браный солдат Швейк» в Реалистическом театре - хороший подарок раненым бойцам из ОДВА и к 10 - летнему юбилею 1 - й Конной армии.

«Карьера на гвоздике» в театре Замсовта

Курдюмов - автор пьесы - имя еще неизвестное в театральных кругах. Драматург в первой своей вещи обнаружил большое знание сцены, уменье создавать и разрешать конфликты, уменье нести действие занимательно и интригующе. Живой и яркий язык, большая искусность в со здании характеров - все говорит за то, что Курдюмов сумеет стать большим драматургом.

Содержание пьесы - не избитое: взаимоотношения различных политических группировок в Германии. На эту тему мы знаем только одну пьесу в репертуаре театра Революции, «Когда поют петухи». Исходное положение пьесы - борьба за освобождение коммуниста Куко Брассера, арестованного по обвинению в государственной измене. ЦК Германской компартии поручает защиту Брассера адвокату - коммунисту Беловичу, но прокуратура отводит его. Новый защитник - «блестящий адвокат», социал - демократ Вольфганг Зингфогель, - взявшись за дело, ведет двойственную политику. Он уезжает к себе на родину якобы для, опроса свидетелей по Делу Брассера, в действительности же саботирует и прячется. Из измены Вольфганга компартия делает большую политическую кампанию и Добивается всеобщей забастовки. Забастовка проходит с успехом. Беловичу вновь разрешена защита Брассера, а лицемерный Зингфогель получает по заслугам от демонстрантов, которые освистывают его и выбивают гнилой картошкой стекла в его роскошной квартире.

Следует, однако, заметить, что Курдюмову не следовало делать социал - демократов такими «злодеями», а коммунистов «такими благородными простаками». Это односторонне, неправдоподобно, и зритель не совсем верит автору. Излишне растягивает пьесу эпизод Зиигфогеля с ревнивой же - ной Целестиной, а также несколько балаганные, выступления слуг Зиигфогеля - Терты и Дрошке.

Спектакль идет не в одном тоне: 1 и 4 акты с большой долей обличающей сатиры воспринимаются как «преступление и наказание» предателя Зиигфогеля; 2 и 3 акты идут сильно драматически: родная семья Зиигфогеля узнает, что сын их стал социал - предателем.

Пьеса Курдюмова вполне заслуживает внимания рабочих и комсомольцев.

«Болото». Замоскворецкий театр и театр Б. Корш

Французскому драматургу Паньолю, автору нашумевшей у нас пьесы «Торговцу славой», везет в этом году в Москве: его «Болото» поставили одновременно два театра - Замоскворецкий и б. Корш.

Вот краткое содержание пьесы.

35 - летний учитель частного пансиона Муш наивный и простодушный Топаз верит в высокую честность биржевых Дельцов, в политическую невинность социалиста, члена муниципалитета, в неподкупность так называемого «общественного мнения» и в беспристрастную справедливость правосудия. Только попав в сети шайки отъявленных мошенников барона Вернеля и его любовницы Сюзанны Куртуа и приняв участие в непрерывной цепи гнусных сделок, граничащих с открытым казнокрадством, он «перелицовывается» и становится сам крупным аферистом, превосходя размахом жульнических операций своих недавних патронов.

Режиссеры Замоскворецкого театра тт. Березин и Воробьев стали на правильный путь и сделали все, чтобы только социально построить пьесу. Театр понял, что по существу, несмотря на свои обличительные потуги, Паньоль не революционный, а буржуазный писатель и что, следовательно, его нужно «выправить», прежде чем ставить на сцене.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены