Ничего не сказал Семён Крупник в этот вечер своему руководителю, но только вскоре кружковцы узнали, что он успешно сдал экзамены в Московское театральное училище имени Щукина.
Свою первую работу Иван Котусенко посвятил рабочим, рывшим котлован для фундамента нового дома на Северной улице. Им первым он и показал своё произведение.
Бригадир землекопов, молодой веснушчатый богатырь в выцветшей майке, посмотрев на скульптуру, добродушно усмехнулся:
- По-моему, рука с лопатой у твоего землекопа вывернута и одна нога короче другой... А вообще-то неплохо. Можешь стать настоящим художником. Правда, ребята?
- Конечно, неплохо, - поддержали бригадира рабочие.
Замечания взволновали Котусекко. Когда он шёл сюда, никаких намерений у него не было: просто принёс показать этим хорошим людям комок глины - и больше ничего... А теперь?..
Домой он возвращался с твёрдым решением заняться ваянием по-настоящему. Не теряя ни одного дня, он засел за книги по искусству, стал ездить в Москву на выставки и в музеи, занимался изучением анатомии человека.
С тех пор прошло несколько лет. В светлом фойе городского клуба открылась очередная выставка работ членов изокружка. Посетители горячо спорят у картин Михаила Коржева, Николая Грачёва, Петра Ролдугина, Алексея Федулкина и многих других - слесарей, токарей, такелажников, маляров по профессии и художников по призванию.
Особенно оживлённо у стенда Ивана Котусенко. На красном полотне бюст товарища по кружку слесаря-стахановца Александра Волкова, скульптура рабочего с лопатой в руках. А чуть выше прекрасно вылепленные барельефы В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Котусенко стоит в стороне и записывает в блокнот критические замечания зрителей. Неожиданно кто-то крепко стискивает его руку выше локтя.
- Здравствуй, Ваня!... Котусенко поворачивается и видит бригадира землекопов.
- А здорово ты шагнул! - восклицает тот, кивая на стенд. - Вот смотрю на твоего землекопа... Сразу видно: стахановец!...
Людмила Александровна Чихладзе приехала к своему бывшему учителю Петру Николаевичу Чеботарёву и поделилась с ним своей заветной мыслью.
- Говорите, что коллектив большой? Подготовленный, да? - говорил Чеботарёв, расхаживая по комнате. - А осилите? Ведь это не оперетта, не скетч, а балет! Балет, дорогая моя!
- Я знаю, Пётр Николаевич, - отвечала Людмила Александровна, - нам будет трудно. Но если бы вы только посмотрели, с каким желанием занимается молодёжь в кружке!...
- С чего же вы хотите начать?
- Мы хотели поставить «Шехерезаду» или «Штраусиану».
- «Штраусиана» вам не подойдёт, «Шехерезада» трудна в исполнении. Возьмите-ка лучше. «Коппелню»... А?..
Начались репетиции спектакля. Кружковцы приходили вечером в клуб и, переодевшись в спортивные костюмы, вставали к спинкам стульев, чтобы начать тренаж. Кропотливо отрабатывая каждое движение, Людмила Александровна показывала, как надо делать прыжки, плавно опускать руки, исполнять то или иное па в групповых и сольных танцах.
Полгода спустя после первой встречи Людмила Александровна снова приехала к Чеботарёву.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.