Но и о том, что было,
Помни, не забывай!
Или еще:
Жизнь играет с нами в прятки,
«Да» и «нет» – слова-загадки...
Мир, этот мир, дивный мир!
И так далее, все в том же «глубокофилософском» ключе...
В творчестве постоянного соавтора Антонова поэта Леонида Фадеева немало удач – текстов с ясно выраженной авторской мыслью, отличающихся поэтичностью, лиризмом. А вот тут, жонглируя «словами-загадками», поэт словно «играет с нами в прятки», предлагая слушателям стихи, за которыми – пустота.
А ведь есть у Юрия Антонова песня танцевального склада, которая до сих пор покоряет точным соединением содержательного текста и обаятельной музыки. Это песня «Зеркало» на стихи Михаила Танича. Помните, как красиво «выпевается», становясь мелодической изюминкой, на первый взгляд трудное для песни слово «головокружение»? Песня эта, быть может, не самая броская и модная, является немалым достижением Юрия Антонова в области танцевальной лирики.
Кстати, я почти уверена, что расширение круга соавторов-поэтов – единственно плодотворный путь для молодого композитора. Может быть, поэтому самые яркие удачи, прошлые и теперешние, связаны с именами известных поэтов: М. Танича, Г. Поженяна, встречи с которыми пока редки.
Много пишут и говорят сегодня о притягательной простоте образа артиста – певца и исполнителя, противопоставляя ее прискучившей и раздражающей эксцентричности, утвердившейся в последнее время на нашей эстраде. Но истины ради стоит заметить, что среди наших исполнителей такая острохарактерная, экспрессивная манера присуща лишь немногим артистам.
А в целом простота и сдержанность – в традициях советского искусства. В этих традициях работает на сцене и Юрий Антонов. Он сумел создать образ нормального парня, простого и доступного. Он не подает себя как «солист», а поет, аккомпанируя себе на гитаре, – в точности, как это делают молодые ребята в компаниях. Он приблизил себя к ним – и они поверили ему, подхватили его песни. Но при всей простоте и доступности Антонову не хватает артистизма. Песни Антонова в их сценическом варианте слабее музыкального оригинала записи. Ведь для многих запись его песен – это именно оригинал, первоисточник, с ним знакомятся значительно раньше, чем встречаются с исполнителем в концерте.
Здесь, на сцене, певец однообразно статичен, а обаятельная улыбка, ставшая привычной, появляется на его лице неожиданно, без видимой связи со смыслом и настроением исполняемого. К тому же неубедительность случайных жестов, которых порой больше, чем требуется. И становится ясно, что образ «нормального парня с гитарой» – это еще не образ, а лишь внешняя его оболочка. Ведь у парня с гитарой должен быть характер, диктуемый образом песни. Во многих письмах читаю: «Решительный, смелый, независимый, отчаянный парень» – таким он «слышится» в песнях. Но сценический эквивалент этим оттенкам характера артистом, увы, пока не найден. Да – простой, да – нормальный, но достаточно ли этого требовательному зрителю?
Юрий Антонов обладает многим необходимым – здесь и природная одаренность, певческое мастерство, располагающее обаяние, чувство времени и своего молодого зрителя и слушателя, – чтобы надолго сохранить пришедший к нему успех. Только бы не переоценить того, что достигнуто, выдержать испытание популярностью, суметь критически взглянуть на сделанное и, оставаясь самим собой, удивить неожиданностью, новизной, к которым приводят только поиск и неуспокоенность.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.