К 200-летию со дня рождения Моцарта
Великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт - одно из самых прекрасных явлений в истории мировой музыкальной культуры. Искусство глубочайшей человечности и совершенной красоты, музыка Моцарта и сейчас близка миллионам людей всего мира. Светлый гуманизм, большая жизненная правда, богатство красок, жанров и форм свойственны творчеству замечательного мастера. Какая - то особая теплота, искренность, чистота, неповторимый отпечаток индивидуальности и обаяние заставляют каждого, хоть немного знакомого с музыкой композитора, сразу узнать ее при первых же звуках и сказать: «Это Моцарт!».
Короткая жизнь гениального музыканта была трудной и сложной. В детстве он поражал всю Европу своими концертными выступлениями, ему удивлялись, его превозносили. Но когда Моцарт вырос и из «чудо - ребенка» превратился в подлинного художника, ему пришлось испытать всю горечь унижения и бесправия, обычных для музыкантов его времени. Самодур - государь, архиепископ зальцбургский, у которого Моцарт находился на службе в юности, смотрел на гениального композитора как на одного из своих слуг.
Моцарт гордо отстаивал свое достоинство человека и артиста. Уроженец маленького городка Зальцбурга, он в 1781 году переехал в Вену, чтобы создать себе независимое положение и возможность свободно творить. Но и в Вене, городе самой высокой в то время музыкальной культуры, ему пришлось вступить в борьбу с равнодушием, непониманием задач искусства и его целей.
В последние годы жизни Моцарт находил признание в Праге. В благодарность чешской публике, горячо оценившей его оперу «Свадьба Фигаро», композитор написал специально для Праги «Дон - Жуана» - лучшее свое музыкально - драматическое произведение. Создавая гениальную музыку, Моцарт всю жизнь нуждался в самом необходимом, умер от нервного истощения и был похоронен в общей могиле для бедных.
Музыкальная одаренность Моцарта была феноменальной. В четыре года Моцарт сочинил первые фортепианные пьесы, в двенадцать - написал комическую оперу, в четырнадцать - записал по памяти однажды слышанное сложное хоровое произведение. Он обладал исключительной легкостью творчества (общее количество созданных Моцартом произведений свыше 700), писал во всех жанрах музыки. Его оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон - Жуан», «Волшебная флейта» украшают репертуар оперных театров всего мира. Его лучшие симфонии, камерная музыка, фортепианные концерты и сонаты, потрясающий по. силе выразительности «Реквием» глубоко волнуют всех.
Моцарту были близки передовые идеи своего времени. В его произведениях можно встретить образы, как бы несущие на себе отблеск ясного света лирики Гете или «вертеровской» меланхолии чувств. Его творчество, впитавшее в себя все достижения европейской музыкальной культуры XVIII века, в то же время тесно связано с традициями немецкого песенного искусства и народного театра. Моцарт мечтал о создании национальной оперы, использовал в некоторых своих оперных произведениях форму зингшпиля - демократического национального музыкально - комедийного жанра.
Творчество Моцарта часто сравнивают с творчеством Рафаэля: та же мягкость и человечность, та же высокая простота, ясность рисунка и изящество форм. «Моцарт не подавляет, не потрясает, но пленяет, радует, согревает», - писал Чайковский. Ему был подвластен большой мир чувств, его музыкальные образы разнообразны и богаты. Кипучая энергия я жизнелюбие Фигаро, грациозная кокетливость Сюзанны («Свадьба Фигаро»), блестящая отвага Дон - Жуана и нежная прелесть простушки Церлины («Дон - Жуан»), чистая любовь Памины и Тамино и незадачливость птицелова Папагено («Волшебная флейта») очерчены с редкой реалистичностью и художественным совершенством. Глубина скорби звучит в проникновенных интонациях и стройных гармониях «Реквиема».
В России музыку Моцарта узнали рано и полюбили горячо. Юный Глинка с увлечением разыгрывал с крепостным оркестром его симфонии, высоко ценил моцартовские оперы уже зрелым художником. «Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт», - писал А. Рубинштейн. Особенно любил музыку Моцарта Чайковский, с детства пленившийся ею. Чайковский написал оркестровую сюиту «Моцартиана» и вокальный квартет «Ночь» на темы Моцарта, сделал перевод текста оперы «Свадьба Фигаро». Римский - Корсаков положил на музыку «Моцарта и Сальери» Пушкина. Горячими почитателями музыки Моцарта были великие русские писатели Тургенев, Толстой.
В Советском Союзе творчество Моцарта нашло еще более широкое распространение. Во многих городах идет на сцене опера «Дон - Жуан»; в концертах центрального радиовещания в течение многих лет исполняются «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта». Симфонии и камерная музыка, «Реквием» часто звучат на концертных эстрадах в разных уголках Советского Союза. В консерваториях, музыкальных училищах и школах необъятной нашей Родины, в музыкальной самодеятельности советская молодежь учится любить, понимать и исполнять музыку великого композитора, которая дорога всему прогрессивному человечеству.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.