Иван вышел.
– Этот парень, кажется, уже свернул себе шею, – доверительно сказал мне Вигель. – Он не вытянет. Вот ты его защищаешь. А зачем он при поступлении в институт ходил в маскарадном костюме цвета хаки? Такой ли он ангел?
Я осторожно, двумя пальцами поправил Вигелю узел галстука и прошипел:
– Мне не нравится, как ты произнес слово «парень». Это раз. А потом: почему ректор, столь выдержанная личность, с треском выгнал из кабинета твоего солидного папашу, когда поступал ты?
Вигель затрясся от смеха:
– Вся подлость-то именно в том, что мы знаем: это подло, но без этого не выжить. Потому что в жизни так: сам не выплывешь – никто тебя не вытащит.
– Ты знаешь, чем это попахивает?
– Знаю. Социальным дарвинизмом.
Я тоскливо смотрел на Вигеля и говорил что-то бесполезное:
– Умный ты. Все знаешь. А чего-то главного в тебе нет.
И это знаю. Доброты, сострадания и т. д. и т. п. Это все то самое умное, что могли сказать классики. И ты хочешь покорять покоренную тысячи и тысячи раз вершину? И ломать себе шею?
– Иду на вы! – раздалось в дверях. Это вернулся Кирьяк с красной книгой в руке. Вигель инстинктивно отступил за стол и растерянно наблюдал за тем. как Иван шептался со мной. Я улыбнулся и согласно кивнул головой. Как заяц, прыгнул Вигель к двери, но попался в Ивановы руки. Кирьяк усадил его за стол, раскрыл перед ним книгу и велел читать.
– Это сатира Маяковского. Отмеченное выучить наизусть. Примем зачет.
Вигель оценил обстановку, презрительно пожал плечами и взял Маяковского, Мне он сказал:
– Я сожалею, что ты, интеллигентный человек,
снизошел до грубого, хулиганского насилия. Или это
входит в твою категорию гуманности?
Вигель меня немного задел, но отступать было поздно, и я решил довести затею до конца. Мы сели с Иваном у двери и занялись своими предметами. Время от времени я вставал и бродил по коридорам. Там пахло книгами и сырыми полами, только что протертыми уборщицей.
– Ребята, хватит вам лицедействовать, – попросил перемирия Вигель.
– А ты выучил?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.