Но остались работы. Огромное количество работ: в мастерской, где ныне работает дочь Николая Грицюка художница Тамара Грицюк, в собраниях музеев, в частных коллекциях. Художник охотно дарил свои произведения друзьям – в этом, конечно же, сказывались и его огромная душевная щедрость и, пожалуй, некая забота о судьбе своих произведений. Ведь, что говорить, положение мастеров изобразительного искусства в этом плане сложнее, чем положение, скажем, автора литературных произведений. Поэт, напечатав стихотворение в журнале или сборнике, не расстается с ним навсегда. Оно остается с ним – в черновике, в машинописной копии. Другое дело картина. Уходя, она уходит совсем, и лучшие репродукции, фотографии могут лишь напомнить о ней, но не заменить ее. Я представляю себе, как трудно для художника расставание со своим детищем и как поэтому небезразлична автору судьба его работ. Не все приобретут музеи, лишь малая часть приобретенного находит место в их постоянной экспозиции. А остальное?
Николай Грицюк не просто дарил друзьям картины – он формировал в нескольких домах год за годом свои небольшие постоянные выставки. Одна из них – у меня. Несколько «новосибирсков» конца пятидесятых – начала шестидесятых годов: старый домик в синих снегах (и смутная громада новостройки на заднем плане, за деревьями), размытый, текучий Академгородок с не достроенной еще коробкой Института ядерной физики, зимнее городское дерево с огромным глазом-сучком, предельно реалистическое и фантастическое одновременно. Несколько Московских мотивов, среди которых великолепен лист, навеянный, по-видимому, интерьерами кремлевских соборов, – условный по рисунку, но абсолютно точный по цвету и настроению. Ряд свободных интерпретаций, поражающих богатством фантазии и напряженным внутренним ритмом. Несколько «Букетов» – в последние годы убежденный урбанист, Грицюк все чаще писал цветы...
– Какая красота! – воскликнул буквально с порога молодой ленинградский художник, зашедший как-то ко мне и увидевший «Букеты» Грицюка.
Красота не умирает. Правда не умирает. Все, что подлинно, остается с нами.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.