— Мы изучаем массовое производство. У нас нет ни одной дисциплины, которая бы так или иначе отвечала задачам бытового обслуживания, — рассказывала Оля Сенаторова, студентка третьего Московского индустриально-педагогического техникума, которая проходила практику в ПТУ № 43. — И мне очень трудно вести с будущими портнихами предметный разговор об индивидуальном заказе.
Теперь не приходится удивляться, почему в тетрадях учащихся появляются записи, подобные той, которую мы цитировали.
Кстати, тетради помогли сделать еще одно «открытие». Вначале я даже немного удивился тому, как тщательно конспектируют юноши и девушки каждую лекцию. Вот, думаю, старательный народ. Но оказалось, что у ребят попросту нет учебников по специальным дисциплинам. Бесполезно искать их и в библиотеке. Пособия, которые бы обобщали последние достижения в бытовой швейной отрасли и были предназначены специально для профтехучилищ, как говорят, еще в чернильнице. Правда, называют «Типовые методы изготовления одежды» и «Основы конструирования верхней одежды». Но первая книга вышла в свет в 1961 году и, естественно, во многом устарела и утратила свою ценность, а вторая предназначена для высококвалифицированных закройщиков, модельеров-конструкторов, но только не для учащихся ПТУ. Она слишком сложна. Новичкам в портновском деле нужно что-нибудь проще, популярнее.
Но все-таки наступает такое время, когда наконец заброшены тетрадки, книжки и... да здравствует долгожданная практика! Теперь ничто не мешает окунуться в настоящую рабочую жизнь, отточить на оселке производства свои знания и первые навыки. Многие бытовые предприятия встречают юношей и девушек с распростертыми объятиями: милости просим, мы вас ждали. Вот ваши рабочие места, заранее подготовленные и оборудованные, вот наставники — опытные сменные мастера и закройщики, к которым можно не стесняясь обращаться по любому поводу и без повода. Они внимательно выслушают вас и помогут разобраться в самых сложных вопросах.
Но иногда встречают совсем по-иному.
Девушки вместе со своим мастером производственного обучения Т. Ф. Кузнецовой дружной стайкой направились на московскую фабрику пошива и ремонта одежды № 14. Начальник отдела кадров была, видимо, не в духе:
— Зачем пожаловали?
— Вот привела моих девочек к вам на практику, — ответила Татьяна Федоровна.
— На какую еще практику?
— На производственную. Положено по программе.
— Своих не знаем как работой загрузить, а чужих тем более.
— Но у нас направление.
— Кто направил, тот пусть и обеспечивает заказами.
Кузнецовой стоило немалых усилий и нервов, чтобы доказать кадровику простую истину: «чужие» и не чужие вовсе, а самые что ни на есть свои люди в ателье. На практику девушек пристроить все-таки удалось, но настроение было испорчено. Они с нетерпением ждали первого рабочего часа, готовились к нему, наверное, строили предположения, как сошьют первое платье, какой будет встреча с заказчиком. Но вот произнесено несколько неосторожных чиновничьих фраз — и надежды разбиты...
Такие случаи не единичны. Некоторые юноши и девушки порой тратили дни и недели на то, чтобы устроиться на стажировку. Бывает еще хуже. Например, управление бытового обслуживания Восточно-Казахстанской области вовсе отказало учащимся ГПТУ № 6 г. Зыряновска в размещении на производственную практику. А ведь уровень подготовки определяется не только усилиями педагогических коллективов, но и той заботой, которую проявляют об учащихся профтехучилищ сами предприятия. Разве трудно, например, вовремя отремонтировать помещение, приобрести новое оборудование и мебель, в достатке снабдить запасными частями и богатым ассортиментом тканей, без волокиты разместить ребят на практику, обеспечив их всем необходимым для работы? И, наконец, следует чаще приглашать сотрудников ПТУ на совещания, где обсуждаются проблемы подготовки кадров, чтобы они знали, какие требования предъявляют заводы и фабрики к выпускникам, как быстрее преодолеть трудности.
— Вы говорите, на предприятиях недовольны качеством обучения мастеров? — Заведующий учебной частью ПТУ № 43 С. Т. Тихонов раскрыл шкаф и достал пачку заполненных бланков. — Вот посмотрите.
Это были производственные характеристики учащихся. «За время прохождения практики Н. Н. показала, что она является очень хорошим работником, сдавала заказы только отличного качества. Считаем, что она заслуживает присвоения 5-го разряда». Беру вторую, третью — то же, почти слово в слово. Просмотрел тридцать характеристик и не обнаружил ни одного хотя бы крошечного замечания или предложения. Судя по этим бумагам, выпускники ПТУ — высококвалифицированные портные. Так ли это? Еду в московское ателье № 19 фабрики № 3, где практиковались и теперь работают девушки. Заведующая 3. Г. Ваниева рассказывает о них:
— Очень слабая подготовка. Они изучали совершенно непонятную технологию. Приходится многое преподносить заново.
Зачитываю характеристики, которые подписаны ответственными работниками ателье — самой заведующей, сменным мастером, а также мастером производственного обучения: «хорошая портниха, заслуживает присвоения 5-го разряда...»
— Видите ли, в училище все равно дадут не ниже четвертого...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С председателем Комиссии по делам молодежи Совета Союза Верховного Совета СССР, первым секретарем Томского обкома КПСС Егором Кузьмичом Лигачевым беседует специальный корреспондент «Смены» Владимир Луцкий