Никому не придет в голову, чтобы Твердышев мог колебаться, мог... ну, тосковать, например.
Секретарь Домпросвста хорошо знает подпись Твердышева с упрямым круто обрубленным хвостом.
Знает другого Твердышева - Твердышева смущенного, Твердышева, почесывающего сконфуженно нос - машинистка, Шура Ведерникова.
Взобьет перед дверью волосы, которые она моет хиной. Войдет в кабинет. Защебечет.
- Иван Степанович, вот тут я не разберу, в вашем докладе...
Твердышев сдвинет брови.
- Покажите.
- Не то вы другое хотели написать, не то... грамматическая ошибка...
Твердышев краснеет. Шура Ведерникова подрыгивает ногами, которые построены у нее аркой, выгнутые наружу. Кажется, что вот - вот она сделает какое - то па.
- Да, действительно, - говорит Твердышев, - маленькая описка.
- Хороша описка! Восемь раз подряд повторяется!
- Ну да, ошибка. Исправьте ее, Александра Ивановна, - говорит Твердышев, - и в голосе его звучат слова:
Да, он делает грамматические ошибки, он карябает крупным, вихляющим почерком, словно соскочившее с оси колесо прошло по бумаге. Он упустил время, перескочил через азы и прямо ухватил за верхушки. Он рабфаковец, но разве можно учиться и наверстывать, когда заведуешь Домпросветом и состоишь в десяти организациях и объединениях. Если бы Шура Ведерникова знала, как мучительно каждый раз подчеркивание это, что Твердышев - недоучка; что он, с одной стороны, читал всего Плеханова, с другой - не знает, что такое тропик Козерога, не читал «Одиссею» и - стыдно сказать - «Войну и мир». Не успел просто. Ну, когда, когда он мог успеть? Заслонили дела поважнее, понеотложнее.
Да, он делает грамматические ошибки и, пожалуй, не сумел бы разделить дробь па дробь. В образовании у него незалечимая брешь. Он многое знает лишь понаслышке или из тощих популярных брошюрок.
Это мучит его, это очень мучит его. Он все мечтает когда - нибудь урвать у жизни год, засесть за грамматику, за физику, за языки, за все, что так спокойно засовывалось в прежние времена нерадивым птенцам «образованных классов» и что сейчас получает легко и надежно детвора, - чего не успел получить Твердышев, потому что сначала был подмастерьем, потом гонял плоты, потом воевал, редактировал и заведовал Домпросветом.
Урвать бы когда - нибудь год! Твердышев способный, схватывает с полуслова; у Твердышева крепкая память, умение как - то по - своему подойти и одолеть каждую задачу. Но где его взять, этот год? Нет этого года! Нет недели, не только года. Урвать бы второй год! Второй - уже для себя, для подведения итогов. Много накопилось важного, нужного, что лежит немым грузом на памяти. Записать бы, превратить не то в роман, не то просто в записки... Вероятно, просто в записки. Ведь на писательстве Твердышев поставил крест.
В углу комнаты, в свалке журналов, бумаг и книг, и теперь хранится у Твердышева пачка рукописей, печатных и непечатных. И среди них - та поэма...
Когда - то - не сам Твердышев выдумал - другие писали, что он значительный пролетарский поэт...
Была вера в свои силы. Был подъем. Твердышев писал целые поэмы. Выступал на заводах, в клубах. Обдумывал роман в стихах на подобие «Евгения Онегина», но с более выдержанной идеологической линией. И все оборвалось, все кончилось в один день.
Твердышев отнес в один толстый журнал стихи. Редактор сидел один, когда Твердышев пришел за ответом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.