Роза Якубова не помнит родителей. Отец погиб на фронте, мать умерла, когда девочке шёл второй год Но Роза не осталась сиротой: все заботы о её воспитании взяло на себя государство. Сначала она жила и училась в детском доме, а сейчас мы встретили её в специальном сельскохозяйственном ремесленном училище № 12...
Вечер. В клубном зале трудно отыскать свободное место. Воспитатели, учащиеся собрались посмотреть выступление коллектива художественной самодеятельности.
Поднимается занавес. На сцене невысокая девочка!. У неё строгое лицо, карие глаза полны гнева. Она читает отрывок из поемы Маргариты Алигер «Зоя».
Перед зрителями встаёт гордая, сильная духом советская партизанка, которую не сломили ни пытки, ни угрозы фашистов. Даже с петлёй на шее она кричит, что победа! будет за нами.
Аплодисменты раздаются не сразу. Минуту - две зал молчит. Кажется, на сцене только что побывала сама Зоя.
Тишину нарушил звонкий девичий голос с. последнего ряда:
- Роза, читай снова! Бис, Якубова» бис!
В зале поднимается грохот аплодисментов. Якубова уступила настойчивым просьбам зрителей и ещё раз прочитала отрывок из поэмы «Зоя».
Потом мы увидели Розу среди участников хора, слушали, как она играет на домбре в струнном оркестре.
Концерт закончился поздно. Была тихая лунная ночь. На деревьях не шелохнётся ни один листочек. Где-то невдалеке рокочет трактор, поднимающий чёрные пары. Мирно шумит в своих берегах неугомонная речка Челбас.
Мы идём широкой дорогой, усыпанной песком и гравием. По обе стороны стоят, взметнув к небу пышные вершины, пирамидальные тополя. Впереди нас - группа девочек. Они оживлённо разговаривают. Прислушиваемся. Речь идёт о детекторном приёмнике.
- Кружковцы-радиотехники, - улыбается директор училища Семён Семёнович Козлов, решили радиофицировать подшефный детский дом. Теперь ни себе, ни людям покоя не дают... В это время одна из девочек запела:
Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек.
Песню подхватили остальные, и она торжественно и величаво поплыла над притихшей степью. Мы шли и думали: как счастливы эти девочки, что родились в Советской стране! Им дышится легко и свободно, они не сироты; государство заменило им родителей.
У Семёна Семёновича нашлись дела, и он завернул в небольшой каменный домик под красной черепицей. Здесь помещался его кабинет и учительская. Дежурная сказала, что звонили из райкома партии и просили передать: прибыл самоходный комбайн.
- Уже третий, - заметил директор, зажигая настольную лампу.
На стене висел большой лист бумаги. Вдоль и поперёк его пересекали красные, синие линии. - План нашего училища, - сказал Семён Семёнович и взял карандаш. - Вот здесь сад, рядом теплица и оросительная установка. Квадраты обозначают электростанцию, радиоузел и хозяйственные сараи. В сараях сейчас стоят пять тракторов, два комбайна и все виды почвообрабатывающих машин.
Эта красная линия, - продолжал директор, - граница учебно-опытного хозяйства. Оно занимает сто гектаров. Там есть опытное поле, на котором мы выращиваем рис... Да вы завтра увидите.
Директор подошёл к столу и сел в кресло.
- Сегодняшняя почта, - взял о» в руки пачку писем. - Не забывают ребята.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.