И вот 11 июля 1970 года 11 горнолыжников превзошли рубеж 180 километров, еще вчера казавшийся предельным. Первые три места заняли японцы: Масару Моришита — 183,392, Масару Ниши — 183,206 и Шимицу Сатоши — 182,833. В лагере европейцев воцарилось уныние: никто не ожидал такой прыти от представителей Страны Восходящего Солнца. Лишь летом 1971 года итальянец Алессандро Кассе вернул рекорд Европе — 184,143 км/час. Этот результат значится в таблице высших достижений и сегодня.
Журналисты и специалисты по-разному относятся к соревнованиям подобного рода. Одни называют их самоубийством, другие считают, что рекордные спуски полезны и необходимы. Международная федерация лыжного спорта (ФИС) признала эти соревнования лишь в 1967 году и внесла их в официальный международный календарь.
Мне посчастливилось быть организатором первых и, к сожалению, пока последних в СССР соревнований на установление рекорда скорости. 19 апреля 1963 года в окрестностях Кировска, на склоне горы Айкуайвенчорр, мы разметили трассу и провели экспериментальные заезды на установление рекорда. Пять спортсменов показали одинаковый результат — 150 км/час. Мы замеряли время ручными хронометрами, мерный отрезок равнялся 200 метрам.
Я спрашивал ребят, участников заездов, что они думают о таких соревнованиях. Ответ был однозначен: «Любой обычный спуск после этого нам не страшен!»
Вот это-то и является, на мой взгляд, магнитом, который каждое лето тянет ведущих лыжников мира на плато Роза — здесь они получают закалку скоростью, готовятся к предстоящим зимним стартам.
Горные лыжи призвали под свои знамена миллионы людей. На них катаются в Европе, в Южной и Северной Америке, в Азии и Африке, в Австралии и Новой Зеландии. Катаются зимой и летом, на снегу и на пластмассовых покрытиях, по ледникам и по лавинным конусам, со склонов высочайших гор и огнедышащих вулканов. Представители 27 стран мира стартовали на горнолыжных трассах в Саппоро. Сто тысяч зрителей — обычное явление в дни крупных соревнований по скоростному спуску.
Горный воздух, настоянный на аромате хвойных лесов, ослепительное, по-летнему беспощадное солнце, искрящийся снег, ни с чем не сравнимое ощущение полета — разве можно найти что-либо более прекрасное!
В нашей стране горнолыжный спорт до шестидесятых годов был доступен лишь спортсменам-разрядникам, занимавшимся в секциях и спортшколах. Но построили лыжные подъемники на Кавказе, в Карпатах, Хибинах, на Урале, в Сибири, на Камчатке, на Сахалине, на Тянь-Шане, в разгаре строительство уникальной системы канатных дорог на высочайшую вершину Европы — Эльбрус, и вот уже спортсмены едва заметны на горных трассах среди пестрой толпы курортников и туристов. Тысячи студентов, рабочих и служащих спешат зимой в горы — отдохнуть, загореть, услышать песню скорости на белом горном склоне...
Почему наши горнолыжники проигрывают на Олимпиадах?
Вопрос не из простых. Мало кто знает, что лишь в 1954 году мы получили возможность готовить горнолыжников с использованием буксировочного, тихоходного подъемника старого типа. Не могу не привести цифр: в 1945 году в Австрии было 12 кабинных дорог, 3 рельсовых, 56 буксировочных, а в 1965-м — 280 кабинных и кресельных и около одной тысячи буксировочных. А у нас до начала шестидесятых годов действовали всего два буксировочных подъемника: на Чимбулаке и в Бакуриани. Во всесоюзных соревнованиях в основном участвовали спортсмены Москвы, Ленинграда, Горького, Свердловска, Кировска. Спортсмены, как правило, поднимались на старт пешком. Час «елочкой» и «лесенкой» в гору и две минуты спуска на лыжах вниз. Какая уж тут тренировка!
За последние годы картина резко изменилась — в сборной СССР теперь тренируются представители Камчатки, Сибири, Терскола, Белорецка и других городов и районов, где горнолыжный спорт начал развиваться всего лишь несколько лет назад. Сегодня в стране установлено около 40 больших буксировочных и кресельных подъемников, десятки коротких — по 150 — 200 метров. Все они доступны спортсменам.
И вот тут нельзя не сказать о том, что положения о соревнованиях и календари состязаний у нас остались на уровне 40 — 50-х годов: засилье троеборных соревнований, пресловутый командный зачет: «Тише едешь — команде лучше!» А ведь по календарю ФИС, например, в сезоне 1971/72 годов, проводилось 205 международных соревнований, но по троеборью... ни одного! Есть у нас промахи и в планировании тренировок, к примеру, плохо используются уникальные вечные снежники высокогорий. На этих снежниках можно и нужно заниматься летом, чтобы начало зимы встречать в хорошей спортивной форме.
Теперь о спортсменах — молодых и ветеранах. На освоение современной горнолыжной техники уходят годы. Зарубежные горнолыжники, как правило, достигают совершенства к 20 годам. Юноши чуть позже, а девушки — раньше. Стремимся к этому и мы. Но, как показал многолетний опыт, не успеваем. И поэтому 25 — 28-летних наших «ветеранов» списывать из сборной нельзя. Сергей Грищенко, Анатолий Тормосин, Андрей Белокрынкин, Виктор Маркин, Галина Шихова, Нина Меркулова, Надежда Хальзова, Нина Тинникова и другие отлично владеют техникой, знают тонкости тактической борьбы, у них есть достаточный опыт международных встреч.
Большие надежды подает и группа молодых перспективных горнолыжников. Только в результате острой, бескомпромиссной борьбы молодежи и ветеранов мы сможем подготовить команду, отвечающую самым высоким международным стандартам. В нее войдут самые достойные, самые сильные, отобранные из сотен сильнейших.
Конечно, лучше отбирать из тысяч. Но где они, тысячи? Сейчас можно с уверенностью сказать, что время, когда горнолыжный спорт в нашей стране станет по-настоящему массовым, не за горами. А массовость — залог побед в большом спорте.
Мы еще увидим советских горнолыжников на олимпийском пьедестале почета!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.