Солдат Ласьота

Бертольд Брехт| опубликовано в номере №719, май 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Перевод с немецкого В. Кузнецов

Рассказ - памфлет известного немецкого писателя - гуманиста Бертольда Брехта вошел в его сборник «Рассказы из календаря». Автор гневно выступает против империалистических войн, призывает солдат капиталистических армий излечиться от слепой покорности, трезво взглянуть на цели поджигателей войны.

После окончания первой мировой войны в небольшом портовом городке на юге Франции под названием Ласьота на ярмарочной площади во время торжества по поводу спуска какого - то корабля мы увидели бронзовую статую французского солдата, вокруг которой собралась толпа зевак. Когда мы подошли к ней поближе, то убедились, что статую изображал живой человек, неподвижно стоявший на постаменте под лучами июньского солнца в коричневой шинели, со стальным шлемом на голове и винтовкой с примкнутым штыком в руках. Лицо его и руки были покрыты бронзовой краской. Он ни разу не мигнул, ни один мускул не дрогнул на его лице. На пьедестале у его ног лежал кусок картона с надписью: «человек-статуя».

Я, Шарль Луи Франшар, рядовой N - ского полка, вследствие контузии, полученной под Верденом, приобрел необычайную способность долго оставаться неподвижным, подобно статуе. Это мое свойство было исследовано многими профессорами, которые не могли найти объяснения подобной болезни. Пожертвуйте, пожалуйста, безработному отцу семейства!»

Мы бросили монету в тарелку, стоявшую рядом с этой надписью, и пошли дальше.

Вот он, думали мы, неистребимый солдат многих тысячелетий! Он, кто создавал историю, кто сделал возможными все те великие подвиги Александра Македонского, Цезаря и Наполеона, о которых мы читали в школьных учебниках. Вот он. Ни одна жилка не дрогнет на его лице. Это лучник царя Кира, колесничий Камбиза, которого не смог похоронить лесок пустыни, легионер Цезаря, всадник Чингисхана, швейцарский стрелок Людовика XIV, гренадер Наполеона I. Он обладает необычной способностью ничего не замечать вокруг, хотя на нем были испытаны все орудия уничтожения, какие только можно представить. Он бесстрастен, как камень (бесчувственен, по его словам), когда его посылают на смерть. Пронзенный копьями и пиками всех столетий - каменными, бронзовыми, железными; раздавленный колесами боевых колесниц Артаксеркса и танками Людендорфа; растоптанный слонами Ганнибала и конными полчищами Аттилы; разорванный снарядами с каждым веком все более совершенствующихся орудий начиная с метательных камней катапульт; изрешеченный ружейными пулями - большими, как голубиное яйцо, и малыми, как пчела, - стоит он, вечно выполняя команды, произносимые на всевозможных языках, и всегда не зная, зачем и для чего. Земли, завоеванной им, он не получает, подобно тому, как каменщик не живет в доме, построенном его же руками. Не принадлежит ему и та земля, которую он защищает. Оружие его и одежда также не принадлежат ему. Но он стоит - под горящей смолой, льющейся со стен осажденного города, и под смертоносным дождем бомб, сбрасываемых с самолетов; под ним волчьи ямы и мины, вокруг него чума и ядовитые газы, трупы раздавленных танками; впереди него враг, позади генерал!

Бесчисленно количество рук, ткавших для него камзол, ковавших доспехи, тачавших сапоги! Бесчисленно количество карманов, наполнявшихся благодаря ему! На каких только языках земли не раздавались команды, подгонявшие его! Какой только бог не благословлял его! Его, пораженного страшной проказой покорности, снедаемого неизлечимой болезнью нечувствительности!

Что же это за контузия, думали мы, которой он обязан такой болезнью, такой ужасной, чудовищной, невообразимо заразной болезнью?

Не пора ли ему от нее излечиться?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены