Он был простой, советский парень, Василий Лунышев, комсомолец. Немножко застенчивый, тихий. Он покраснел, как девушка, когда первый раз попросился у своего командира в разведку.
Его не хотели брать. Он казался несмелым, медлительным, нерешительным. А ведь известно: разведчик должен быть самым отважным, самым ловким, огневым парнем.
Нет, он не годился в разведчики. И ему отказали.
Он настаивал:
- У меня хорошее зрение, острый слух... Я ползаю, как ящерица.
- Но ты, Вася, извини, немного мешковат, - говорили ему товарищи.
- Это так кажется. Я ловкий.
И те, кто его знал давно, подтвердили:
- Боевой парень.
- Вы не боитесь смерти? - спросил однажды Лунышева командир.
- Нет, - ответил Василий и просто объяснил: - Я комсомолец...
Командир разрешил взять его в разведку.
Стал Василий Лунышев разведчиком. Бойцы, ходившие с Лунышевым в тыл врага, рассказывали, что никто лучше Васи не умел разглядеть замаскированный фашистский пулемет, пушку, блиндаж. Ни один шорох не ускользал от его слуха. Ходил и ползал Лунышев неслышно, точно и не касался земли... Правда, докладывая командиру о результатах разведки, он по - прежнему краснел, заикался от смущения, и гимнастерка пузырилась у него из - под ремня. Случалось, командир сам поправлял Васе гимнастерку и, обнимая, ласково говорил:
- Ничего, наружность бывает обманчива...
Однажды Василий Лунышев был в разведке в глубоком тылу противника. Он оторвался от своих и попал в окружение.
Как волки, напали фашисты на одинокого разведчика. Они хотели взять его живьем.
- Сдавайся, сдавайся! - злобно кричали фашисты на ломаном русском языке.
«Нет, - думал Василии Лунышев, - комсомольцы в плен не сдаются».
С четырех сторон окружали его враги. И в четыре стороны метко била его винтовка.
Он понимал, что из окружения ему не выйти. Но он видел перед собой мать, товарищей, видел родную деревню и знал, что ему надо делать. «Дорого же достанется вам, сволочи, моя комсомольская жизнь!» - шептал он, расстреливая в упор фашистов. Он был ранен и продолжал сражаться.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.