— И что же ты выяснила?
— А вот что... — Галя достала из сумки блокнот. — Слушай. Чтобы заправить станок питающей массой, по технологии полагается один час двадцать минут. Рыбакова затрачивает на девять минут меньше. На ликвидации простого обрыва экономит две с половиной минуты, сложного — четыре, замене питающей паковки — тридцать минут, съеме и заправке — четыре минуты...
— И что же ты предлагаешь?
— Я предлагаю... — Галя по-детски наморщила лоб. — Мы отстаем от Рыбаковой в экономии времени... В общем, я предлагаю сразу по окончании училища создать комсомольско-молодежную группу и вызвать на соревнование все остальные группы первого крутильного цеха шелка.
— А справимся ли? — робко спросила Люба Микулова. — У них опыт, стаж, а мы...
— Так мы у них же и учимся, — не сдавалась Галя, — и секретов они от нас не держат.
Когда выпускник профтехучилища приходит на завод, то с первых же шагов сталкивается с многочисленными трудностями. Завод есть завод, у него план, у него напряженный, жесткий ритм работы. Период «акклиматизации» длится месяцев шесть, а иной раз и больше, и неприятен для новичка: из-за отсутствия опыта и незнания передовых методов труда он не может конкурировать с ветеранами. А можно ли сократить этот период, свести его к минимуму, чтобы молодой рабочий, придя на завод, не чувствовал себя «птицей с подрезанными крыльями»?
Ежегодно из стен ГПТУ-1 Даугавпилса выходит до трехсот квалифицированных рабочих. Это в основном кадры для завода химического волокна: крутильщицы, перемотчики, ставильщики, слесари, сортировщики. А всего за десять лет училище подготовило более трех тысяч специалистов. Среди них — Леонтина Миглан — инструктор производственного обучения, депутат Верховного Совета СССР, член ЦК ВЛКСМ, награжденная орденом Знак Почета; Ирена Скершкан — передовая крутильщица второго крутильного цеха корда, член ЦК ЛКСМ Латвии... Больше ста человек удостоены правительственных наград, свыше пятисот носят звание ударника коммунистического труда, более тысячи борются за присвоение этого звания, около пятисот работают с правом самоконтроля продукции.
Большую помощь училищу в создании материально-технической базы оказывает завод. Налажен тесный контакт педагогического коллектива с администрацией, с комсомольской и партийной организациями базового предприятия. Проводятся встречи с передовиками, совместные мероприятия производственников и учащихся, представители рабочих коллективов приходят на собрания групп, практикуется персональное закрепление учащихся за передовыми рабочими. Все эти факторы в, сумме своей и дают желаемый результат: выпускник приходит из училища в цех не робким новичком, а бойцом.
Училище окончено. Начались дни труда, трудные дни.
Девушки приходили на смену раньше пуска машин. Старались подметить, где надо менять шпули, помогали сменщицам вычистить машины, кольца. В течение всей смены делали много обходов и при каждом устраняли обрывы, заменяли паковки, следили за правильностью заправки нити, заботились о замене бегунков. Такой тщательный осмотр машин давал девушкам возможность предупредить аварии.
...Когда кончился квартал и в цехе подвели итоги соревнования, то многие удивились: группа Гали Шершенко заняла первое место. Норма выработки девушек равнялась 110 процентам, а годность продукции — 99,8. Замечаний ОТК на всю группу — 0,8 процента.
Однажды в комитете комсомола разгорелся жаркий спор. Касался он проблем самых насущных.
— Дальше так работать невозможно! — горячились девушки из первого крутильного цеха шелка. — Мы даем продукцию отличного качества, а на упаковке ее бракуют. Почему? Сейчас объясним.
— Люба, — обратилась Галя Шершенко к своей подруге, — покажи.
Люба развернула газету, и на стол посыпались грязные мотки шелка.
— Что это такое?
— Брак, — искренне удивился секретарь комитета комсомола Алексей Видавский. — Где взяли?
— Продукция второго цеха шелка. Наступило неловкое молчание. Видавский строго спросил:
— Доказательства есть?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.