«В первый год новой пятилетки социалистическое соревнование среди комсомольских групп завода проходило под девизом «Отличное качество — дело каждого». Это дало возможность всем молодым производственникам включиться в движение за право работать на самоконтроле. Подавляющему большинству рабочих нашего завода нет и тридцати. Естественно, что их влекут новые открытия, новые дела, которые требуют инициативы, выдумки, большого творческого горения. Создание технологической линии качества — сквозных комсомольских экипажей — одно из таких дел. Этот почин получил очень широкий размах. В настоящее время на комсомольско-технологической линии качества, на машинах с комсомольскими значками доверено трудиться лучшим из лучших».
(ИЗ РАЗГОВОРА С АЛЕКСЕЕМ ВИДАВСКИМ, СЕКРЕТАРЕМ КОМИТЕТА КОМСОМОЛА ДАУГАВПИЛС-СКОГО ЗАВОДА ХИМИЧЕСКОГО ВОЛОКНА ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА, ЧЛЕНОМ ЦК ЛКСМ ЛАТВИИ.)
На свою первую ученическую зарплату Галя Шершенко купила, часы. Мужские. С календарем и большой секундной стрелкой. Подруги по училищу удивились.
— Зачем тебе такие? — спросила Люба Микулова. — Маленькие на руке гораздо лучше смотрятся, и изящнее они...
— Мода. — Галя загадочно улыбнулась и развела руками: мол, что поделаешь.
— Девчонки, здесь что-то не так, — засомневалась Женя Угаренко. — И я, кажется, знаю, в чем дело...
— Ну выкладывай!
— Завтра, — уклонилась от прямого ответа Женя, — завтра я вам все объясню.
Во время производственной практики, которую девушки проходили на заводе химического волокна, Галя Шершенко была закреплена за лучшей крутильщицей страны Героем Социалистического Труда Феодосией Марковной Рыбаковой.
— Мне повезло, — сказала Галя подругам, когда узнала, чьей ученицей она будет.
— Да она же тебя загоняет, — возразила Рая Петрова. — Рожки да ножки от тебя останутся.
— Живы будем — не помрем...
— Да ты хоть знакома с ее комплексным, планом? — не унималась подруга.
Этот вопрос был лишним. Личные планы приняты многими молодыми производственниками республики, но только в одном из них было записано высокое и смелое обязательство: «Пятилетку — в три года». Это обязательство взяла крутильщица Феодосия Рыбакова. 8 марта этого года ее поздравили с Новым, 1975-м — Феодосия Рыбакова начала выполнять производственное задание пятого года пятилетки.
«Что это — работа на износ или точный расчет? — думала Галя. — Ведь столь высокая, все возрастающая производительность труда не может быть достигнута за счет физических усилий?»
В этом она была права. Секрет рекордов самой быстрой крутильщицы страны в отличном знании своего дела, в совершенствовании технологического процесса и организации труда, в творческом отношении к нему. Однажды пришла в голову мысль: нельзя ли увеличить скорость веретен? Ведь и существующей давно привыкла... Просьбу прибавить скорость машины на 15 процентов удовлетворили. Справилась. Обслуживала 82 веретена, попросила 123. Ей снова пошли навстречу. И снова справилась. А затем освоила и двойную зону. За двенадцать месяцев Феодосия Рыбакова вырабатывает дополнительно к заданию 22 607 килограммов шелка...
«Как же ей это все-таки удается? — размышляла Галя. — Может быть, она просто талант, и повторить ее невозможно?..»
На следующий день к вечеру, когда девчата собрались в общежитие, Женя Угаренко, скосив озорной глаз в сторону Гали, громко спросила:
— Неужели тебе часы только для того и потребовались, чтобы контролировать Рыбакову?
— И для этого тоже, — спокойно ответила Галя, оторвав голову от учебника.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С председателем Комиссии по делам молодежи Совета Союза Верховного Совета СССР, первым секретарем Томского обкома КПСС Егором Кузьмичом Лигачевым беседует специальный корреспондент «Смены» Владимир Луцкий