Скрипач Андро

П Матер| опубликовано в номере №110, сентябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Редакция ставит на обсуждение читателей рассказ «Скрипач Андро». Кто прав - ячейка или ее актив? Или им следовало принять какое - то другое решение? Отклики читателей будут напечатаны.

Год тому назад в Тифлис заезжал известный московский композитор. Андро еще и сейчас видит перед собой его огненные усы, умный взгляд зеленоватых глаз и русую бородку метелкой. Преподавательница привела его напоказ. Андро тогда был взволнован: губы лихорадило а смычок дрожал в руке. Кругом плыли вещи, картины, очки композитора. Кожаная подушка дивана была колюча, а композиторские очки то обдавали ледяной водой, то опалили пламенем, казалось, что искры от него сыпались на пол.

Окаменела от ожидания преподавательница, беспокоясь за игру ученика и за то, что скажет профессор.

Андро смутно помнит тот миг, когда он непослушными руками вытаскивал из футляра скрипку, и забыл тот момент, когда провел смычком первый раз, и раздались первые аккорды. Какой - то невидимый океан хлестал волнами; дрожащие струны шли поток звуков, манящих и зовущих, а когда последний аккорд умер, Андро выше почему - то приподнял голову и отчаянно посмотрел на профессорские очки.

Композитор минуту сидел спокойно, потом вскочил и крикнул:

- Славно! Ей - богу, хорошо! Двигайтесь по этому пути, у вас много задатков. Да!...

У профессора проползла по щеке слеза, он, неизвестно почему, назвал себя старым дураком, сунул холодные пальцы, не попрощавшись с хозяйкой, и забыв трость, убежал выступать на концерте.

Слова знаменитого композитора глубоко запали в сердце Андро. Все ночи стал просиживать со скрипкой. Были ночи незаметными, короткими. В этом маленьком черном футляре кипели десятки кипучих потоков, что вливались в его существо.

Часто в типографии, в наборной слышались ему звуки скрипки; он в раз - думы брал из кассы совсем другую букву; краснел, чертыхался, встряхивал волосами, виновато украдкой выбрасывал ненужную букву и потом торопился, ожидая звонка, чтобы, перекусив, бежать в свою комнатушку и играть до шума и звона в ушах.

Каждый раз, не чувствуя под ногами камней и крутизны, прижимая скрипку к груди, как мать ребенка, бежал из Авлабера в Сололаки в консерваторию. С волнением всегда выталкивал скрипку и, глядя в глаза преподавательнице, начинал играть дрожащим смычком.

Ранней осенью, когда ветер еще не оборвал багряных листьев и серебряная паутина дрожала в желтой траве, ходили ребята за город. Андро садился на бугорке, а ребята ложились вокруг него кольцом; задумчиво прислушивались к волнующим звукам, глядели, как прикованные, на бегающий смычок. Игравшие за дорогой футболисты бросали свой футбол и сходились к куче; даже влюбленные ребята бросали своих девчат и приходили слушать.

Андро на миг бросал на окружающих взгляд. Гордо вскидывал Андро белокурую голову, и на его веснущатом лице, точно осыпанном золотыми опилками, таяла улыбка, и он задумчиво поглядывал с бугорка в далекий туман. Андро прятал в футляр скрипку и подымался с земли, а ребята точно прилипали, им не хотелось уходить.

Комната озарялась голубым пламенем, освещая бледное лицо, тяжелый, грустный взгляд, белые брови и сжатые толстые губа. Гром застучал по крыше, словно сбрасывая с неба сотни огромных, тяжелых гирь, которые впивались в железо. В темноте прыгали в лужах черные палочки дождя, неистово танцуя по всему двору. Тоска сжимала глотку, а от дум у Андро горел лоб лихорадочным жаром, когда он вспоминал вчерашнее постановление бюро. Злость, отчаяние, боязнь... все смоталось в давящий огромный ком, что застрял в горле. Особенно возненавидел он секретаря ячейки Карло, который поставил на бюро о нем вопрос и яростно защищал свои мотивы.

- Ребята, мы должны решить данный вопрос об Андро, ибо срыв работы в пионер - отряде и невыполнение союзных обязанностей заставляет нас серьезно отнестись к его поведению и принять строгие меры, чтобы он помнил, что скрипка - скрипкой, а раньше класс и комсомол. Поэтому я предлагаю исключение и решительно на этом настаиваю.

Даже Тамара (член бюро) взъелась, точно ее кто, подговорил, выступила и начала крыть:

- Мы его избрали руководителем пионерского отряда. Мол, пусть играет на скрипке и руководит отрядом, а он провалил работу и стал бегать в консерваторию; по - моему, это уклон и очень большой уклон, пахнущий тиной из мещанского болота. Поэтому я также настаиваю на принятии строгих мер по отношению к нему.

Когда она говорила, то у Андро зудели кулаки и хотелось шлепнуть ее в зубы, хотелось кричать и ругаться.

- Я не могу работать в отряде с пионерами. Мне нужно ходить в консерваторию. Поэтому в десятый раз прошу снять с меня ответственность за отряд. И вы не имеете права выносить мне выговор или выкидывать из организации.

Его перебил Ашат - экправ, носатый парень.

Он взмахнул руками, как гусь крыльями, и попросил слово.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В дебрях Приморья

От Советской гавани до Хабаровска. Продолжение