В кризис экодома – на пике моды
Что такое «экодом« у нас и за рубежом, понимают по-разному.
Там - главной является забота об окружающей среде, минимизация ущерба, который постройка наносит природе. У нас ограничиваются заботой о здоровье проживающих в доме.
России еще только предстоит перенимать моду на экологию.
Росту интереса к экопостройкам, как ни странно, может поспособствовать затяжной финансовый кризис.
Хотя строительство «дружественного» по отношению к природе дома обходится на 5-10 % дороже, ресурсосберегающие технологии со временем окупают эти затраты и позволяют существенно экономить на эксплуатационных расходах.
Всерьез проблемой защиты окружающей среды от негативных последствий строительной деятельности озаботились в Великобритании в 1990 году – там был принят первый стандарт «зеленых зданий«. Согласно стандарту, экодом должен обеспечить минимальное потребление тепловой и электрической энергии, производство и использование которой приводит к выбросу углекислого газа в атмосферу. В качестве источников энергии частично или полностью используют солнечные батареи, ветровые генераторы и другие источники возобновляемых энергоресурсов. Хорошая теплоизоляция позволяет уменьшать затраты на обогрев, а бытовые приборы и электролампы нового поколения – значительно снизить энергозатраты.
Отходы органического происхождения в экохозяйстве утилизируются, стоки перерабатываются с помощью биологической очистки, вода повторно используется в технических целях и частично поставляется дождевыми коллекторами. Все эти и многие другие параметры учитываются при выдаче сертификата соответствия экостандарту.
Для жилой застройки два года назад был принят мировой «Кодекс экологически рациональных домов». За соответствие каждому из нормативов начисляется определенное количество баллов, и по общему их числу экодом относится к одной из шести «звездных» категорий. Так, например, в экодоме суммарный выброс углекислого газа от источников энергообеспечения должен быть сведен к нулю, а потребление воды на одного человека в день не должно превышать 80 литров.
Для испытания и демонстрации экостандартов жилья в британском городе Уотфорд открыт «Инновационный парк» – поселок, застроенный пионерскими разработками архитекторов и инженеров в области зеленого строительства.
Один из домов – Kingspan Lighthouse – деревянная постройка, напоминающая по форме амбар. На ассиметричной крыше, изогнутой под углом в 40 градусов, размещены солнечные батареи. Центральная часть жилого пространства с открытой планировкой освещается верхним светом. Дом оснащен фотоэлементами, ветряным генератором и бойлером, работающим на биомассе. Около 30 % используемой воды поступает от рециркуляции и из дождевых коллекторов.
В сентябре в «Инновационном парке» должно завершиться строительство еще одного дома – The Natural House. Проект разработан благотворительным фондом экологии архитектуры, который находится под патронажем принца Чарльза. Для строительства дома использованы только натуральные материалы, причем те, что производятся в ближайших окрестностях (это позволяет не тратить при доставке лишний бензин). Стены сложены из керамических блоков с пористой структурой, что придает им хорошие теплоизоляционные свойства, черепичная кровля – тоже из керамики, в качестве утеплителя используется овечья шерсть, а деревянные детали сделаны из древесины, вырубка которой велась с учетом требований восполняемости лесных насаждений.
Вторая по популярности и по времени образования система сертификации зеленых построек – американская LEED – создана на базе британской и во многом с ней схожа. Правда, американский стандарт не учитывает такой параметр, как долговечность дома, зато дополнительные баллы можно получить за «инновации в проектировании».
Инновационным дизайном, безусловно, отличается проект экодома сборной конструкции, разработанный Даниэлем Либескиндом. Получив всемирную известность за оригинальные музейные постройки, Либескинд обратился к проектированию частного жилья, хотя обычно те, кто, проектирует «большую» архитектуру, частным заказом не интересуются.
Пилотный дом авторской серии Libeskind Villa строится на севере Германии в городе Datteln. Все элементы конструкции изготавливаются фабричным способом и затем доставляются к месту сборки. Внешне асимметричный трехчастный объем дома с характерными для Либескинда остроугольными формами и обилием стекла напоминает выросший из земли кристалл.
Дом, в основном, сделан из дерева, признанного наиболее экологичным стройматериалом. Снаружи фасады облицованы алюминиевыми панелями, в которые интегрированы солнечные батареи. Вилла (515 м2) будет стоить от 2 до 3 млн. в зависимости от места доставки (цена включает отгрузку в пределах Европы и строительство). Для соблюдения эксклюзивности покупателям обещают не продавать больше одной виллы на регион.
Поскольку загородное жилье по определению экологичнее городского, рекламные проспекты почти всех подмосковных коттеджных поселков, как правило, включают в себя какие-то слова об экологии. Однако утвержденных стандартов для экожилья в России не существует, и что стоит за этими словами, нужно выяснять в каждом конкретном случае.
Условно все представленные в стране виды «экопоселений» можно разбить на три группы. К первой относятся коттеджные поселки, расположенные в зоне, имеющей определенные экологические преимущества – это может быть лес, озеро, берег реки и т.д. Вторая группа – поселки, расположенные на экологически безопасной территории, где степень загрязненности воды, воздуха, почвы, уровень радиации проверены и соответствуют определенным нормам. В третью группу попадают коттеджные поселки, дома в которых построены из экологически безопасных материалов. В основном, это дома из клееного бруса и из оцилиндрованных бревен.
На берегу Клязьменского водохранилища строится поселок-курорт Пирогово, который уже сейчас называют «заповедником новой российской архитектуры».
Автором многих здешних домов является Тотан Кузембаев – один из самых самобытных мастеров отечественной архитектуры. Его работы – изобретательные, тонкие, очень поэтичные деревянные постройки – по стилю можно отнести к конструктивизму, но это конструктивизм «барский», развитый с учетом потребностей сегодняшнего дня.
«Главный архитектурный принцип построек, – говорит Кузембаев, – идеальный синтез с окружающей природой. У нас запрещено выкапывать хоть одно лишнее дерево, или как-то еще изменять ландшафт. Все дома спроектированы так, что световые проемы ориентированы на воду и гольф-поля, а боковые фасады, которые смотрят на соседние участки, делаются практически глухими. Заборам мы объявили войну. Единственный дозволенный вид ограждения – живая изгородь».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Продавать книги – это преступление! Задумайтесь! Сегодня они продают книги, а завтра воздух и питьевую воду» «Похитители книг» (Россия, трагикомедия, 2003 год).