Школа мастерства

В Дайреджиев| опубликовано в номере №601, июнь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Раннее летнее утро. Солнечные луч» заливают. стадион, делая его празднично-красивым. Из павильона выходит группа мальчиков и девочек.

- Становись! - командует высокий, широкоплечий юноша с чёрными бровями на спокойном, волевом лице.

Это Юрий Чистяков, ученик юношеской спортивной школы московского «Пищевика», рекордсмен СССР по лёгкой атлетике. Он руководит группой новичков.

- Можно приступать к тренировке, Николай Васильевич? - обращается Юрий к стоящему неподалёку худощавому смуглому человеку, старшему тренеру школы Новикову.

- Да, да, конечно, Юра!

Началась разминка. После пробежки гимнастические упражнения, потом бег с ускорениями, и вот вся труппа разбита для занятий со снарядами. Одни идут разучивать технику метания копья, другие - диска, третьи - толкания ядра.

Николай Васильевич занимается с копьеметателями, но внимательно следит за работой остальных. Он видит, как привычным движением Чистяков берёт в руки ядро, поднимает его к плечу и, словно теннисный мячик, перекидывает с руки на руку, рассказывая что-то. Затем Юрий принимает положение, предшествующее толчку, и начинает плавное движение рукой, направляя ядро вверх вперёд, стараясь дать возможность зрителям схватить все тонкости техники. Но вот резкий толчок, и снаряд, описав правильную траекторию, падает далеко от круга, в котором замер спортсмен. Ребята с благоговением смотрят на своего учителя. А давно ли сам Юрий был таким же угловатым, неуверенным в своих движениях новичком?

Четвёртый год существует школа, ставшая одной из лучших в Союзе. За это время здесь подготовлено семь чемпионов столицы, два рекордсмена страны.

Мысль организовать легкоатлетическую школу пришла Новикову в 1949 году. По первому же объявлению на стадион явилась большая группа школьников и рабочей молодёжи с ближайших заводов и фабрик. Перед Новиковым стояли юноши и девушки, никогда до этого систематически не занимавшиеся спортом. Это было и хорошо и немного тревожило тренера. Хорошо потому, что всё их спортивное развитие зависело теперь только от него, от его методики преподавания. Но страшила неизвестность: каковы способности этих ребят, когда из них вырастут и вырастут ли вообще хорошие спортсмены?..

Через пять месяцев школа приняла участие в соревнованиях на первенство Москвы и заняла предпоследнее место.

Нашлись люди, которые стали убеждать Новикова бросить непосильный, по их словам, труд. Советовали брать в школу ребят уже подготовленных, с выдающимися физическими данными.

- Но кто же для меня готовить их будет? - изумился тренер и продолжал упорно работать.

Он не знал отдыха ни зимой, ни летом. Ученики Новикова занимались штангой и боксом, барьерным бегом я всеми видами игр в мяч, он придумывал самые разнообразные упражнения с набивным мячом; ученики прыгали в длину с Места, с разбега, упражнялись со скакалками, занимались снарядовой гимнастикой, вольной борьбой, акробатикой. Это вырабатывало силу, ловкость, гибкость, находчивость и смелость.

Николай Васильевич был уверен, что рано или поздно его ребята добьются высоких результатов. И как ни тяжело бывало временами одному с ватагой в 70 человек, он упорно продолжал работать, присматривая себе помощников из наиболее способных и активных. Так его ассистентами стали комсомольцы: десятиклассник Юрий Чистяков и Борис Баляев, ныне студент Института механизации сельского хозяйства.

Николай Васильевич старался как можно проще рассказывать о самых сложных деталях техники.

Не забывал тренер и об учёбе своих питомцев. Он систематически проверял табели, занося оценки в специально заведённый журнал. И как только у кого-нибудь появлялась даже посредственная отметка, немедленно принимались строгие меры, вплоть до отстранения от занятий спортом.

Чуткий педагог, он знал, на что способны его питомцы и на стадионе. Однажды одна из учениц Николая Васильевича, получив задание пробежать пять раз по 150 метров, трижды в спокойном темпе и дважды в быстром, вдруг после третьего отрезка остановилась. Николай Васильевич спросил:

- В чём дело, Лида?

- Я больше не могу, - ответила та.

- Ты больна?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены