Ждать да догонять - последнее дело. Так гласит народная мудрость... В 1957 году на велогонке Мира советским спортсменам пришлось уже со старта догонять соперников. И все, что удалось сделать, - это выбраться на третье место. В те трудные дни на одном из собраний команды в Карловых Варах тренер Леонид Михайлович Шелешнев, оценивая силы спортсменов, сказал:
- Только двое из всей гонки-лидер болгарин Христов и Виктор Капитонов - способны ежедневно быть в головной группе.
- Но ведь одновременно шести Капитоновых. в команде быть не может, - возразил тренеру капитан команды Виктор Вершинин.
- Может. И когда-нибудь мы этого добьемся! - твердо ответил Шелешнев.
Мне вспомнился этот разговор весной нынешнего года, когда на дорогах Черно-морья были отобраны сильнейшие велосипедисты сборной команды на XIV велогонку Мира.
- По-моему, на этот раз шесть «Капитоновых» есть, - оказал я Виктору Вершинину, ныне уже тренеру ЦСКА.
- А что? Возможно, - моментально вспомнив Карловы Вары, ответил Виктор и закончил: - Эти «задавят» всех. Как один. Все на подбор. А с ними дядька Черномор...
Началась гонка. И стало видно, что Шелешнев достиг наконец своего идеала. Каждый день среди победителей был кто-нибудь из советских ребят, а трое из них - Юрий Мелихов, Виктор Капитонов и Анатолий Черепо-вич - шли в первой четверке и по сумме этапов. Но может быть, состав участников гонки стал слабее, чем четыре года назад? Нисколько. Скорость нынче была много выше. И виновниками этого в первую голову были советские ребята! Достаточно сказать, что ими выиграны восемь этапов из тринадцати. И победа каждый раз приходила в результате отрыва лидера от основной группы. Самое же дорогое то, что, будучи совершенно равной по силам, наша команда оказалась истинно советской по своему духу. После гонки Юрий Мелихов, смущенный шумом, поднятым вокруг его победы, и бесконечными интервью, сказал прямо:
- Зря все про меня да про меня пишут. Не я, так Виктор был бы победителем.
Не Виктор, так Алеша Петров. И личную и командную победу делала вся команда. Без ее помощи мне бы не выиграть!
И здесь нет ни слова рисовки. Юрий говорил правду, хотя и был он сильнее всех в этой гонке и, пожалуй, сильнее своих товарищей.
Сразу. как только на Юрия Мелихова надели желтую майку лидера, старший тренер команды Леонид Шелешнев сказал:
- Помогать Юрию всеми силами. Понадобится машина - надо отдать машину. Бросится в отрыв - создавайте все условия для срыва погони. Не удержится Юрий, станет лидером кто-либо другой из вас - будем помогать ему. Лидера надо беречь!
И эта директива выполнялась неукоснительно.
Обычно принято в первый черед говорить о герое № 1. Я сделаю исключение из этого правила и начну рассказ со скромного и волевого бойца, постоянно выручавшего коллектив своей надежной поддержкой.
Алексей Петров. Он тоже мог стать чемпионом гонки! Ведь Алексей не случайно стал победителем трех самых трудных этапов. Однако интересы команды требовали забыть о собственных интересах. И Алексей, не задумываясь, пожертвовал личным.
... Уже на первом этапе у Петрова случился прокол. Механик команды Всеволод Юрков, уже много лет сопровождающий команду, как истинный акробат, подал запасную машину. Но в условиях современных гонок любая остановка отбрасывает спортсмена от группы на сотни метров. Так случилось и с Алексеем. Когда он бросился в погоню, между ним и группой был уже просвет в 1 500 метров. Догнать лавину, мчащуюся со скоростью 45 километров в час, - почти безнадежное дело. Однако Алексей не стал дожидаться друзей по несчастью, чтобы совместно доставать лидеров. Бросив смелый вызов шедшим впереди, он стал бороться в одиночку. Журналисты и тренеры назвали тогда поступок Петрова «безрассудством». Им казалось, что догнать группу все равно не удастся, а силы будут подорваны настолько, что их не восстановить до конца гонки.
Десять километров неистово давил на педали спортсмен. И догнал группу! А догнав, не спрятался за спины товарищей. Сразу же включился в борьбу команды, помогая ушедшему вперед Сайдхужину финишировать первым.
Да, обстановка сложилась не в пользу Петрова... На третьем этапе вперед ушла группа, где было трое наших: Мелихов, Капитонов и Черепович. Положение, выгодное для команды. Она могла выйти вперед: Петров «сторожил» победителя первого этапа - Хёне. Немецкий гонщик делал один рывок за другим, стремясь перебраться в головную группу. Был момент, когда Хёне вплотную приблизился к лидерам. Оставалось каких-нибудь метров пятьдесят. Алексею ничего не стоило мощным рывком перекинуться вперед и тоже включиться в борьбу лидеров. Соблазн был так велик, что Петров уже привстал на педали, чтобы бросить машину вперед. Но словно кто-то со стороны шепнул: «Сзади остались только Сай-дхужин и Москвин. Не справятся они с четырьмя немцами. Ведущих догонят - и все труды впустую». И сразу словно ушат холодной воды обдал Алексея... Пустив машину на свободный ход, он с грустью наблюдал, как небольшая группа быстро уходит вперед, а основные догоняют их с Хёне. На этом этапе Петров проиграл 16 минут и, несмотря на свои последующие победы, потерял всякую надежду на призовое место в личном зачете.
А ведь именно Петров - победитель сочинской отборочной гонки - был включен в состав команды первым номером. Он мог бы требовать к себе особого внимания и броситься на борьбу за золотую медаль. Но он прежде всего комсомолец, человек долга. Не случайно так огорчена была вся команда, узнав, что Мелихову, Сайдхужину и Череповичу присвоены звания заслуженных мастеров спорта, а Петрову нет. Говорят, что он впервые выступал в гонке Мира. Однако нельзя забывать и другое. Именно благодаря его усилиям завоеваны бронзовые медали в Риме. Это он, Петров, теряя сознание от теплового удара, героически дотянул до финиша и только за белой чертой упал в глубокий обморок. Все это помнят товарищи Петрова, но забыли, очевидно, те, кто решает вопрос о присвоении спортсмену столь почетного звания...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Продолжение. Начало см. в №№ 11 и 12