Сентябрьское обозрение

опубликовано в номере №1136, сентябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

В спортивной прессе мира уже давно проскальзывали сообщения о попытках использовать в качестве своего рода допинга переливание крови. Недавно стало известно, что врач Бьорн Экблом из Стокгольмского института спорта провел серию экспериментов в этой области. Экблом утверждает, что произведенное в соответствующий момент переливание крови может привести к такому улучшению результатов спортсмена, что «участник соревнований, который при обычных условиях не смеет и мечтать о медалях, получает золото». Такое влияние оказывает дополнительная порция кислорода, поданная через кровь мышцам спортсмена.

Метод Экблома был проверен на четырех студентах Стокгольмского института спорта. Каждый из них выполнял упражнения в специально сконструированном тренажере. В среднем момент усталости наступал спустя 5 минут 52 секунды. Через несколько дней у студентов взяли кровь, которая затем хранилась в холодильнике. Прошло 32 дня, и организм спортсменов возместил недостачу крови: результативность упражнений на тренажере достигла прежнего уровня. Спустя некоторое время спортсменам ввели выделенные из их крови красные кровяные шарики. На следующий же день усталость на тренажере наступила через 7 минут 32 секунды. Доктор пришел к выводу, что это намного превышает действенность всех фармацевтических средств, применяемых обычно в качестве допинга.

По мнению шведских ученых, новый метод поможет значительно улучшить спортивные результаты, причем, как они считают, рекорды должны быть утверждены, поскольку «здесь не применяются какие-либо химикалии, а просто организм получает обратно часть взятой у него его же собственной крови».

Неизвестно, явится ли эта аргументация достаточно обоснованной для тех, кто утверждает спортивные правила, однако она может вызвать смешанные чувства. Хотя новый метод действительно исключает применение искусственных стимулирующих средств, он ненамного отличается от них по конечному действию. Ибо он превращает спортсмена в некую машину, целью которой является превращение соответствующего горючего в рекордный результат.

«Фиб Актюэльт», Швеция

5

Небольшое кафе «Аканея» в 160 милях от Токио известно во всей Японии: чашечка кофе стоит здесь 38 долларов! В «Аканее» кофе и в самом деле подается высшего качества, однако 38 долларов, несомненно, слишком высокая цена. И все-таки, несмотря на это, в кафе всегда множество клиентов. Владелец кафе оказался тонким психологом, он исходил из того, что на свете немало людей, тщеславие которых не знает границ.

Каждый сноб стремится посетить кафе для того, чтобы иметь затем возможность небрежно бросить: «Когда я был в «Аканее», в тот день...» Посетители, которые не могут себе позволить выбросить 38 долларов, заказывают чай за два доллара. И это, конечно, немало, но ведь они наслаждаются обществом тех, кто пьет самый дорогой кофе в мире.

«Хорицонт», ГДР

6

Филипп Кусто, сын знаменитого Жака Ива Кусто, с осени прошлого года снимает фильм о жизни бобров. Для съемок было выбрано озеро Фостер в центре провинции Саскачеван в Канаде. Самолет - единственный способ добраться до озера: туда не ведут дороги, ни лодкой, ни на лошади не преодолеть те 200 километров, которые отделяют озеро от ближайшего городка.

«Чтобы снимать бобров в течение года, мы должны были построить дом. Мы сами его проектировали. Готовые панели (как и все остальное) доставляли самолетом», - рассказывает Филипп Кусто. В этом доме дружно живет съемочная группа.

Бернар Делетот, имеющий репутацию человека, умеющего разговаривать с животными, говорит, что бобры не имеют ничего общего с домашним зверьком Уолтера Диснея. «Это дикий грызун - самое трудное для наблюдений животное из всех, которых я когда-либо снимал».

Действительно, снимать бобров нелегко. Вот Шарля, оператор, спрятался, чтобы отснять строительство плотины. Но бобры настороже. Как только зверьки почувствовали опасность, они тотчас исчезают под водой. Чтобы предупредить других бобров, они стучат хвостом по льду реки.

Филипп Кусто пытается снять жизнь бобров под водой:

он ныряет со всеми камерами. чтобы показать строительство плотины, проследить, как звери питаются.

Бобры изобрели «холодильник» наоборот, убежище от холода, где прячут побеги и обрубки деревьев, особенно березы, их любимого блюда. Они спиливают деревья. достигающие 20 сантиметров в диаметре, складывают их на дне реки, затем притаскивают камни, вес которых может вдвое превышать их собственный (в среднем 25 килограммов), и заваливают все это илом. Когда наступает зима, вода поднимается: бобер в убежище за своей плотиной делает во льду дыру и ныряет, чтобы достать еду из своих запасов. Температура воды только два градуса, тогда как снаружи - минус сорок.

Наблюдая жизнь бобров, Кусто обнаружил то, о чем не говорится в литературе о жизни этих животных: они работают ночью. Каждое утро он находил новые отпиленные ветки, наблюдал постепенный рост стройки. Самое трудное - застать бобра, пилящего дерево или перетаскивающего его. Кусто пытался снимать бобров ночью с прожекторами, но свет заставляет их бежать.

Теперь продолжение фильма связано с парой бобров Касси и Фостер. Их поймали индейцы, и они с октября живут в одном доме со съемочной группой и чувствуют себя, по мнению Кусто, как дома. Он надеется, что бобры перенесут присутствие кинокамер, когда начнут устраивать свои хатки, строить плотину.

«Пари-Матч», Франция.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены