Рождение гиганта

Мих Златогоров| опубликовано в номере №502, апрель 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Пойдёмте знакомиться! У вас тут работает сплошь молодёжь. Вчерашние ремесленники. Обратите внимание вон на того паренька... - он кивнул толовой в сторону юноши в замасленной спецовке, который с озабоченным видом копошился в раскрытом моторе одной ив машин. - Зовут его Анатолий Дрозд. Он у нас считается спецом по электрооборудованию. А ведь ему ещё восемнадцати нет. Только год, как из ремесленного пришёл. Знаете, я в нём себя узнаю. Я тоже когда - то был вот таким жадным к технике, пытливым, настойчивым... Правда, пределом моих желаний было стать паровозным машинистом. А этот, наверно, мечтает быть автоконструктором, Героем Социалистического Труда, лауреатом, - не меньше! И вы знаете, может добиться!

Мы шли вдоль ряда незаконченных сборкой машин.

- Хотим к концу месяца сдать ещё пять пробных машин, - рассказывал Петкевич. - Никто из рабочих не считается со временем. Вон двое друзей: Николай Суша и Михаил Крук. Наши лучшие стахановцы. Оба из одной деревни. Суша у нас - секретарь комсомольской организации. Замечательный парень!

Мы проходим литейным, деревообделочным, прессовым, ремонтно - механическим цехами - всюду кипит работа.

И хотя некоторые цеха ещё стоят с незастеклёнными крышами, хотя ещё идёт монтаж целых пролётов и ящики с нераспакованным оборудованием громоздятся целыми горами, завод выпускает первую свою продукцию. Стройка, монтаж и производство первых узлов автомобиля совместились во времени; Время торопило людей. И люди не хотели отставать от времени.

Я узнавал всё новые и новые подробности о молодых автозаводцах, об их производственной инициативе, технической сметке.

Недавно произошёл такой случай. Надо было расточить отверстие в верхней части десятитонного пресса. Пресс был высотой в 2 метра, а станок подавал вал с фрезой только на высоту 1,4 метра. Как быть? Выход нашёл комсомолец Сергей Корабельников. Он предложил увеличить высотный диапазон работы станка, связав станок с отдельным расточным валом. Так и было сделано. Предложение комсомольца блестяще себя оправдало.

В литейном мы разговорились с широколицей зеленоглазой Надей Капской; по призыву комсомола она приехала сюда из Пуховическото района.

- Меня сначала послали во дворовый цех. Уборщицей, значит. Мне обидно стало. Я в колхозе бригадиром была, а тут с метлой. Пошла в комитет: назначайте на производство. «На формовку пойдёшь?» - спрашивают. «Почему не пойти?» Прикрепили меня к мастеру Дуброву. Месяц была у него ученицей. И вот видите... Самостоятельно формую картер коробки и уже других учу!

В деревообделочном цехе я познакомился с комсомольцем Василием Софроновым. Это один из самых знатных людей Белоруссии. Свою пятилетку Софронов выполнил ещё в ноябре прошлого года. Он очень скромен, этот демобилизованный воин, сумевший научить весь цех работать с фронтовым напором. Софронов рассказал про молодых столяров Милановича, Лозовика, Петрашко, Ширен:

- Хлопцы только два месяца, как ремесленное окончили. Поручили им освоить кабину для «МАЗ - 200». Знаете, дело новое, сложное. Боялись, что ничего у них не выйдет. Это ж надо было из граба и дуба выпилить и обстрогать такие детали, каких мы ещё никогда не делали. И что вы думаете? Справились хлопцы!

Входим в цех шасси. Мастер Максимов говорит о своих учениках:

- Сначала делали сплошной брак. Вот, например, Вася Троянов. Он мне подряд две партии поворотных кулаков запорол. Стал я с ним специально заниматься. Всё ему на практике показал: как налаживать станок, как крепить деталь, как за инструментом ухаживать. И выправился хлопец. Сейчас, смотрите, на двух станках управляется!... Да разве он один? Вся молодёжная бригада теперь на доске почёта. Освоили переднюю ось, центральный тормоз, карданный вал. Теперь дело у нас пойдёт!...

На нашей памяти рождение другого автомобильного гиганта. Это было семнадцать лет назад. На болотистом пустыре возле города Горького - тогда он ещё назывался Нижним Ной - городом - закладывались первые корпуса завода, которым ныне гордится вся страна.

Строителям первых автомашин не у кого было учиться.

Я помню учебную базу на Горьковском автострое: в голом бараке не было ни одного станка. Курсанты сидели на «тюликах» - обрезках балок. Держа на коленях доски, они решали математические задачи.

Преподавателей по автоделу найти было трудно. Людей, обладающих знанием современного автомобильного производства, было тогда ещё очень мало.

Сейчас другие времена. Минск строит автозавод с помощью всей страны. Московский и Горьковский автозаводы прислали сюда сотни инженеров, техников, мастеров. Белорусские юноши и девушки проходят производственную подготовку в светлых оборудованных аудиториях ремесленных училищ и различных курсов. Многие из молодёжи получают производственные командировки на ЗИС и ГАЗ.

Они возвращаются в Минск, вооружённые опытом, полные радостного нетерпения - скорее стать к станку.

Есть волнующие черты, роднящие всех строителей сталинских пятилеток.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены