Не вызвал потока воспоминаний и обратный вопрос - об эпизоде, который дал бы основание гордиться собственным ребенком. И это, пожалуй, тоже в порядке вещей. Ведь сфера переживаний родителя за школьника распространяется на его успеваемость, на нормальное поведение в школе, в обществе, дома, на правильное развитие его личности. Получал человек похвальные грамоты в младших классах - гордились. Стал учиться похуже - огорчаются. Дочка совсем еще крохой отняла у мальчишек котенка, которого они мучили, и принесла его домой. Сын в раннем детстве сломал руку и не проронил ни слезинки. Гордые за детей, родители называют это мужеством и даже героизмом. И правильно называют: потому что в этих микропоступках есть ростки подлинного мужества и героизма. Ничто не рождается на пустом месте. А у детей не может, не должно (да и не надо) быть иных возможностей проявить себя. Спасенный от костра котенок - это тоже, если хотите, гражданственность.
В орбиту нашего разговора включается тема, временно отодвинутая в тень беседы, - взаимодействие двух педагогических коллективов - семейного и государственного. В одном телевизионном фильме как-то прозвучала такая мысль: человек, попадая в школьное здание, оказывается между двух огней - родители и школа. И в качестве довода пример: мама стремится нарядить дочку в красивые тряпки, а учитель требует строгой школьной формы. Кто прав? И есть ли здесь опасность антагонизма? Думается, что проблема надумана или, во всяком случае, раздута. Мама, играющая в живую куклу, и учитель - синий чулок реальны, но не типичны.
В разговоре с родителями (а перед этим с учителями) я уловил иной крен. В сторону перераспределения воспитательных функций таким образом, что семья вроде бы оказывается вне этого важного дела, и не по вине школы. Слов нет, родители бесконечно благодарны школе за своих детей, они даже не могут толком разобраться, кто же кому в данном случае помогает: «Старались помочь учителям воспитывать наших детей», а рядом: «Учителя - наши помощники». Конечно, не в установлении первенства дело. Процесс воспитания предусматривает либо общую победу, либо общее поражение. Спасительной формулировкой «Победила дружба!» здесь не отделаешься.
В слове «помощь» есть и конкретный, приземленный смысл: «Как помогали школе?» Выяснилось, что многие - никак, контакт ограничивался росписью в дневнике. Ссылки на занятость, усталость по-человечески понятны и все же не до конца оправданы. Между тем родительский комитет 524-й школы считается одним из сильнейших в Советском районе Москвы и его опыт изучается сейчас во многих соседних школах. Речь идет об уже упоминавшихся разновозрастных отрядах, в организации и работе которых родители играют важную роль.
Однако вернемся к помощи в высоком смысле, хотя все, о чем здесь говорится, взаимосвязано. Благодарности школе рассыпаны во всех родительских ответах. Но раздаются и критические нотки. Родители (а в данном случае, значит, и ученики) сетуют на перегрузку школьных программ в старших классах. Да, перегрузки. Но ведь без них и в космос не улетишь. «На одном из собраний преподавательница сказала, что двойки сына - брак в работе родителей. Не согласна. Это в первую очередь минус преподавателям». Надо ли делить эту «славу»? Полезнее совместными усилиями помочь ученику переплавить «минус» на «плюс».
... Читаю ответы. Вижу, как это трудно - учиться учить, особенно в маленьком педагогическом коллективе, именуемом семьей. Школе вполне хватает учеников. Она не в состоянии переучивать родителей. Значит, самообразование. Ведь двойка за воспитание - самая грустная оценка с далеко идущими последствиями.
Продолжение мысли Монтеня (загляните в начало статьи) звучит так: «...а между тем существует другое наше порождение, всецело от нас исходящее и не меньшей ценности: ...то, что является плодом нашего ума и душевных качеств; при этом творении мы являемся одновременно и матерью и отцом, они достаются нам гораздо труднее и приносят нам больше чести, если в них есть что-нибудь хорошее». Мысль эта, принесенная из средневековья, абсолютно современна. Я прислушиваюсь к хору голосов, безмолвно звучащих со страниц заочной исповеди, и задаю последние вопросы: «Теперь, когда 10 классов ваших питомцев позади, с каким итогом пришли вы к этому промежуточному финишу, что успели дать детям сами, что дала им школа, что желаете своим «оперившимся птенцам» на вылете из гнезда?»
В треугольнике отношений «школа - ученики - родители» вершина приходится на учеников, которых сообща воспитывают государство и семья. Вот какие качества, по мнению родителей, дети получили дома: честность и трудолюбие, отзывчивость и уважение к старшим, доверие к людям и забота о ближнем. А это «школьный» ряд: чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, тяга к знаниям, любовь к Родине. Семья кропотливо формирует тонкий внутренний мир ребенка, школа закаляет его характер, прививает ему черты гражданской зрелости, хотя четкую границу здесь проводить нельзя, бессмысленно.
Да и в целом процесс воспитания не закончен - это не происходит по календарю, в такой-то день и час. Работа или институт, заводской коллектив или студенческий еще немало привнесут в молодые характеры вчерашних десятиклассников, тем более что им, по мнению родителей, еще не хватает в одном случае организованности и усидчивости, в другом - самостоятельности и настойчивости. И главной дисциплиной, которую им всем еще предстоит постичь, является жизненный опыт.
А пока что они поступают на работу и готовятся к экзаменам в вузы, первым экзаменам вне стен школы. Родители волнуются вместе с ними и не меньше их. Школа тоже.
Ведь это и их экзамены.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.