Реставраторы

В Тюккель| опубликовано в номере №893, август 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что такое реставратор: художник, ученый или человек с золотыми руками? Пожалуй, и то, и другое, и третье. Какое место занимает эта профессия среди прочих, покажет один пример.

В 1913 году была организована первая выставка древнерусского искусства. Она, как пишут в таких случаях журналисты, произвела впечатление разорвавшейся бомбы. И не мудрено: на свет явилась целая эпоха искусства, равная по значению античности и Возрождению. За короткое время буквально рухнуло вековавшее представление о древней русской живописи как о мрачном средневековом искусстве, в высшей степени религиозном и фанатичном. Под потемневшими слоями олифы и позднейшими записями, веками скрывавшими истинное лицо произведений безвестных русских мастеров, люди увидели совершенно иной мир – в ярчайших красках, полыхании киновари, тончайших оттенках разнообразных мажорных тонов, а населявшие этот мир аскетичные святые как бы спустились на землю и обрели черты идеального человека. По сути дела, произошло второе рождение, и предметы религиозного культа превратились в шедевры искусства. Это открытие подарили миру люди новой тогда профессии– реставраторы.

Впрочем, выставка была только началом работы. Самые крупные открытия произошли в послереволюционные годы. В первый год Советской власти был издан подписанный Лениным декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины». В тот же год была организована «Всероссийская реставрационная комиссия». Именно тогда реставрация начинала становиться наукой. Теперь она ею стала в самом широком и точном значении этого слова.

Государственную центральную художественно-реставрационную мастерскую в Москве с полным правом можно назвать научно-исследовательским центром. Круг ее работ настолько велик, что реставраторам приходится иметь дело со множеством наук, помимо того, что реставратор должен быть одновременно художником, искусствоведом, тонким экспертом, он обязан обладать познаниями в области физики, химии, микробиологии. Прибавьте к этому необходимое условие – твердую руку хирурга, и вы получите приблизительное представление об этой профессии.

Вообще говоря, это медицинское сравнение вполне уместно. Иногда реставрационную мастерскую называют «клиникой искусства», и в этом сочетании слов нет ничего удивительного. По первому впечатлению она напоминает посетителю медицинское учреждение – не только потому, что вы видите людей в белых халатах, орудующих хирургическим скальпелем или изучающих «пациента» в лучах рентгена, но и потому, что весь процесс реставрации от начала и до конца представляет собой самое настоящее врачевание произведения искусства.

Начнем с того, что «больной» доставлен в клинику. Консилиум опытных специалистов ставит диагноз и определяет план лечения. Он может быть самым разнообразным, в зависимости от характера заболевания и степени поражения «организма». Некоторым «пациентам» необходима первая помощь (например, когда имеют дело с картиной, у которой осыпается красочный слой, нарушены основа и грунт), тогда производят «инъекцию»: с помощью шприца вводят специальный состав, который приостанавливает разрушение. Затем «пациента» из операционной переводят в палату, где ему предстоит пройти дальнейший курс планомерного лечения.

Недавно в мастерскую была привезена икона, о степени древности которой могли только догадываться опытнейшие эксперты по характеру основы – доски. С лицевой же стороны она представляла собой «малярную живопись» богомаза XIX века. После необходимых предохраняющих процедур началась кропотливая и тончайшая работа. На Некоторых участках были сделаны пробы: с помощью разнообразных химических составов и скальпеля реставратору А. Барановой удалось обнаружить несколько слоев записей – XVII, XVI, XV веков. И под ними был наконец раскрыт уникальный памятник русской живописи XIII века.

В реставрационной мастерской, как, впрочем, и в любой современной клинике, в лечении участвуют и такие науки, как физика и химия. Особые оптические приборы позволяют заглянуть в глубь того, что скрыто от человеческого глаза, установить и проверить подлинность произведения искусства. Так, на одном женском портрете неизвестного автора была обнаружена подписи знаменитого русского художника Левицкого.

Интересное открытие удалось сделать реставраторам и в известной картине Репина «Не ждали». При детальном осмотре на одном участке холста был обнаружен уплотненный красочный слой, который весьма отдаленно напоминал контур человеческой фигуры. Рентгенографирование не дало никаких результатов: в грунте картины были свинцовые белила, которые не пропускают рентгеновские лучи. Тогда применили ультрафиолетовые лучи и люминесцирование сфотографировали. Результаты превзошли все ожидания: была обнаружена не одна, а две фигуры. Это открытие помогло понять первоначальный замысел художника.

Можно привести множество таких примеров из практики реставрационной мастерской. Многие из них связаны с именами великих художников прошлого, ибо в этой «клинике» имеют дело в основном со знаменитыми «пациентами». На этих фотографиях вы видите некоторые этапы сложной и увлекательной работы реставраторов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены