Что такое реставратор: художник, ученый или человек с золотыми руками? Пожалуй, и то, и другое, и третье. Какое место занимает эта профессия среди прочих, покажет один пример.
В 1913 году была организована первая выставка древнерусского искусства. Она, как пишут в таких случаях журналисты, произвела впечатление разорвавшейся бомбы. И не мудрено: на свет явилась целая эпоха искусства, равная по значению античности и Возрождению. За короткое время буквально рухнуло вековавшее представление о древней русской живописи как о мрачном средневековом искусстве, в высшей степени религиозном и фанатичном. Под потемневшими слоями олифы и позднейшими записями, веками скрывавшими истинное лицо произведений безвестных русских мастеров, люди увидели совершенно иной мир – в ярчайших красках, полыхании киновари, тончайших оттенках разнообразных мажорных тонов, а населявшие этот мир аскетичные святые как бы спустились на землю и обрели черты идеального человека. По сути дела, произошло второе рождение, и предметы религиозного культа превратились в шедевры искусства. Это открытие подарили миру люди новой тогда профессии– реставраторы.
Впрочем, выставка была только началом работы. Самые крупные открытия произошли в послереволюционные годы. В первый год Советской власти был издан подписанный Лениным декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины». В тот же год была организована «Всероссийская реставрационная комиссия». Именно тогда реставрация начинала становиться наукой. Теперь она ею стала в самом широком и точном значении этого слова.
Государственную центральную художественно-реставрационную мастерскую в Москве с полным правом можно назвать научно-исследовательским центром. Круг ее работ настолько велик, что реставраторам приходится иметь дело со множеством наук, помимо того, что реставратор должен быть одновременно художником, искусствоведом, тонким экспертом, он обязан обладать познаниями в области физики, химии, микробиологии. Прибавьте к этому необходимое условие – твердую руку хирурга, и вы получите приблизительное представление об этой профессии.
Вообще говоря, это медицинское сравнение вполне уместно. Иногда реставрационную мастерскую называют «клиникой искусства», и в этом сочетании слов нет ничего удивительного. По первому впечатлению она напоминает посетителю медицинское учреждение – не только потому, что вы видите людей в белых халатах, орудующих хирургическим скальпелем или изучающих «пациента» в лучах рентгена, но и потому, что весь процесс реставрации от начала и до конца представляет собой самое настоящее врачевание произведения искусства.
Начнем с того, что «больной» доставлен в клинику. Консилиум опытных специалистов ставит диагноз и определяет план лечения. Он может быть самым разнообразным, в зависимости от характера заболевания и степени поражения «организма». Некоторым «пациентам» необходима первая помощь (например, когда имеют дело с картиной, у которой осыпается красочный слой, нарушены основа и грунт), тогда производят «инъекцию»: с помощью шприца вводят специальный состав, который приостанавливает разрушение. Затем «пациента» из операционной переводят в палату, где ему предстоит пройти дальнейший курс планомерного лечения.
Недавно в мастерскую была привезена икона, о степени древности которой могли только догадываться опытнейшие эксперты по характеру основы – доски. С лицевой же стороны она представляла собой «малярную живопись» богомаза XIX века. После необходимых предохраняющих процедур началась кропотливая и тончайшая работа. На Некоторых участках были сделаны пробы: с помощью разнообразных химических составов и скальпеля реставратору А. Барановой удалось обнаружить несколько слоев записей – XVII, XVI, XV веков. И под ними был наконец раскрыт уникальный памятник русской живописи XIII века.
В реставрационной мастерской, как, впрочем, и в любой современной клинике, в лечении участвуют и такие науки, как физика и химия. Особые оптические приборы позволяют заглянуть в глубь того, что скрыто от человеческого глаза, установить и проверить подлинность произведения искусства. Так, на одном женском портрете неизвестного автора была обнаружена подписи знаменитого русского художника Левицкого.
Интересное открытие удалось сделать реставраторам и в известной картине Репина «Не ждали». При детальном осмотре на одном участке холста был обнаружен уплотненный красочный слой, который весьма отдаленно напоминал контур человеческой фигуры. Рентгенографирование не дало никаких результатов: в грунте картины были свинцовые белила, которые не пропускают рентгеновские лучи. Тогда применили ультрафиолетовые лучи и люминесцирование сфотографировали. Результаты превзошли все ожидания: была обнаружена не одна, а две фигуры. Это открытие помогло понять первоначальный замысел художника.
Можно привести множество таких примеров из практики реставрационной мастерской. Многие из них связаны с именами великих художников прошлого, ибо в этой «клинике» имеют дело в основном со знаменитыми «пациентами». На этих фотографиях вы видите некоторые этапы сложной и увлекательной работы реставраторов.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.