ПОМЕЩЕННЫЙ ниже очерк Л. Иерихонова дает красочную картину религиозного празднества на Востоке. Известно, что религия, являясь средством закрепощения трудящихся масс, в моменты их наибольшего угнетения выступает, как утешение, как отдохновение от всех тягот земных. Религиозный опиум, наряду с опиумом в прямом смысле этого слова, наряду с водкой и всякими наркотиками, призван одурманивать сознание угнетаемых, призрачным счастьем отвлекать их от счастья действительного, достигаемого упорной борьбой с угнетателями. Описываемое Л. Иерихоновым празднество особенно отчетливо показывает, как стремятся религиозные организации быть внешне привлекательными. Об этой внешней привлекательности заботятся не только индусские жрецы. Более прилизанные, приглаженные священники, патеры и т. д. заботятся о духовных концертах, о пышных облачениях и т. п., лишь в иной форме. В Америке, например, для вящего удовольствия верующих богослужения передаются по радио. В газетах не так давно мелькнуло сообщение, что даже футбол хотят некоторые предприимчивые попы приспособить к религиозным целям. В нашей борьбе за новый быт нам также приходится сталкиваться с притягательной силой внешней стороны церковных обрядов. Только противопоставляя им новые, советские «обряды», вернее, насыщая красочностью празднование свадьбы, рождения и т. д., во многих случаях удается оттащить уже неверующих от формального участия в церковщине.
Но религиозное утешение не может возместить того бесконечного угнетения, которое в условиях капитализма и в колониальных странах выпадает на долю трудящихся. Индия оказывается в ряду других стран, охваченных освободительным движением. Правящие классы и поработители - англичане еще пытаются использовать религию в качестве пожарной кишки для тушения «революционных страстей». Но попытки стравить мусульман с остальным населением Индии не смогут надолго задержать революционного процесса. Религия не всесильна в области порабощения трудящихся. Сталкиваясь с непреклонными фактами классового угнетения, трудящийся постепенно переносит свою критику и на религию, если она стоит ему поперек дороги.
В очерке Л. Иерихонова только мимоходом оговорено корыстолюбие жрецов и не вскрыта до конца вся система обирание богомольцев, которая с трогательным единством практикуется служителями всех религий. Богомолья, вроде Джинапурского, имеют значение для жрецов не только как средство дать выход «скорби народной». Это, кроме того, замечательный аппарат для накопления богатств, перекачиваемых из тощей мошны верующих в просторные казнохранилища жрецов.
Живописная картина празднества является жуткой картиной самообмана нищих, голодных и угнетаемых верующих, не доросших еще до осознания своих классовых интересов.
Есть еще одно обстоятельство, благодаря которому празднество в Джинапуре носит такой всенародный характер. В условиях беспросветного национального гнета туземцы в религии видят как бы единственное пристанище для своих национальных чувств. Все остальное попрала пята чужеземца. Но это не должно обманывать нас. Религия превосходно служит национальным целям буржуазии, но очень быстро меняет окраску с водворением новых хозяев. Не даром мусульманская церковь в Индии так успешно выполняет роль агентуры англичан, хотя это и идет вразрез с национальными интересами индусов-мусульман.
Очерк Л. Иерихонова открывает нам лишь уголок всей жизни Востока. Редакция предполагает в будущем поместить ряд очерков, говорящих о быте и борьбе трудящихся Востока и более полно характеризующих роль религия на Востоке.
ДЖИНАПУР на северной границе Индии и Тибета - небольшой и типичный тибетский городок с неправильными, старыми и широкими прямыми, как стрела, новыми улицами, с пагодами, с дивными душистыми садами. Сейчас же за городом, лежащем в плодородной возвышенной местности, на водоразделе Ганга и Джамуны во все стороны тянутся плантации индиго, чая и кофе. А на севере внушительно рисуется и кажется совсем близким с посеребренными горными главами Гималайский хребет. Внизу знаменитые Эллорские святыни, это фантастический подземный город с его вычурным суровым характером, высеченный каким-то самодуром раджей из цельного базальта. А кругом грандиозные памятники некогда свободной Индии... Но сегодня Джинапур необыкновенен. Он суетлив, полон движения. Сегодня Джинапур - отправной пункт собравшихся здесь паломников всех каст, отправляющихся в горные, недоступные чужеземцам, седые от никогда не тающего снега, кряжи храма Алзфо. Сегодня паломники рвут последнюю связь с европеизированным Джинапуром и уходят туда, где не знают, что такое английский стэк, маузер и тюрьмы. Уходят на богослужение, совершаемое раз в десять лет, в глубину Куэнь-Луня.
Самая главная часть богослужения - народное празднество, гулянье, соревнование, имеющее подлинный национальный дух.
Стройные сайксы, одетые в легкие туники, как молодые бананы в зеленые шкурки, узколобые парсы в парчовых накидках и низеньких шапочках, загорелые мальчишки в цветных набедренных опоясках, старые и молодые индуски, укутанные в шелковисто-темные чадры, богатые баи на горбатых зебрах и одногорбых верблюдах, впряженных в двухколесные арбы, и даже раджи со всем своим гаремом, со штатом прислужников на лопоухих морщинистых слонах, с маленьким гойдо (вожатый слона) с железным крюком в руках, важно восседающем на голове слона.
Медленным потоком движется вниз среди девственно-красивого леса под таинственный шепот деревьев эта фантастическая процессия. Стройные, изящные пальмы, раскидистые апельсиновые деревья, гибкий бамбук, ласкающие взгляд папоротники и цветы. Пышные розы, белые, рубиновые, издавали тонкий освежающий аромат, смешиваясь с одуряющим сладким запахом олеандров и жасмина. При каждом шаге они опутывали ноги и били паломников по лицу и рукам. Крикливые попугаи и мрачные пестрые дятлы, колибри и маленькие рисовые птички своим щебетанием и пением заполняли весь лес. Хрустнет сухая ветка под ногами и пение превращается в сплошной беспорядочный крик, смешиваясь с окриками погонщиков, рокотом арийского говора и пением «рамаяны» (сказание о подвигах Вишну, воплощенного в царевича Рамме) на наречии маратхо.
Путь становится труднее. Хорошее проложенное шоссе на подъеме переходит в пыльную тропу, пробитую арбами местных поселян среди громадных скал и холмов.
На третьи сутки к паломникам, переодетым в меховые одежды из диких баранов и тонкошерстных горных антилоп, присоединялись постепенно жители вершин на своих рогатых яках. Запах мускуса сливался с холодными снежными ветрами. Зелени почти не было. Сухой песчаный снег слепил глаза. Наконец-то, въехали на обширное плато, окруженное отвесными скалами с едва заметными трещинами глубоких ущелий. Западная половина засажена маисом. Из бледной зелени выступают десятка два маленьких жалких хижин. Восточная часть загромождена колоссальным храмом из нескольких зданий, соединенных толстой, гранитной стеной. Постройки странно причудливой архитектуры. В глазах рябило нагромождение башенок, дымообразных куполов, приземистых толстых колонн, сплошь увенчанных барельефами, множеством галерей, портиков, разных дверей и выступов. Сверкало эмалью, позолотой, благоухало сандаловым маслом, деревом и белело слоновой костью... Цветным хороводом расположились паломники во дворе храма. Скоро сумерки пронзили искорки зажженных костров. Ночью - отдых. Утром - торжественное богослужение с народным праздником.
С зарей паломники под предводительством сунидзи (отшельник, первый чин браминской касты), ванапрасты (второй чин - пустынник) и герро-машари (третий чин - новообращенный), облаченных в желтые хитоны, затканные серебром и золотом, вошли в храм Алзфо. Стены из светло-серого полированного гранита были покрыты инкрустациями черного мрамора на темы различных мифов о Вишну (боге - хранителе бытия) и о супруге его Лакшми (богине любви, красоты, счастья и плодородия).
Пол мозаичный. На красном камне сверкали золотые круги с лучами, представляющими солнечный диск. В глубине на кубообразных постаментах из зеленого мрамора громадные статуи божественных супругов Вишну и Лакшми. Идолы металлические, сплошь позолоченные, замечательной работы. Особенно ярко - невозмутимое спокойствие их лиц. Вишну изображен верхом на мифической солнечной птице Гарруду, с четырьмя руками, две из них лежат на коленях, две другие воздеты к небу. В левой руке он держит солнечный диск из рубинов, окруженных бриллиантовыми лучами; в правой - палицу из слоновой кости. На голове корона с громадным бриллиантом. Прекрасная Лакшми в традиционной позе индусских божеств восседает рядом с Вишну, опираясь на спрятанную подле нее бутафорскую корову, а в правой держит цветок лотоса. Головная повязка и пояс переливаются огнями бриллиантов. Возле каждого божества стоял жертвенник с серебряной кадильницей с курящимися благовонными веществами, свежими цветами лотоса и маисовыми колосьями.
Было очень торжественно и тихо.
Богослужение длилось недолго. Скоро вся масса паломников высыпала на плато, и началось народное празднество и гулянье. Для начала вывели двух самцов горных баранов с ветвистыми тонкими рогами, раздраженных молоденькими самками и поставили их друг против друга. Под громкий треск барабанов и чарующие звуки туври (флейты) они вначале неподвижно смотрели друг на друга огненными зрачками. Потом с остервенением налетели, стукнулись лбами, разошлись, снова сплелись ветвистыми рогами с безумной злобой в мертвой схватке.
Паломники, настроенные до этого столь торжественно, теперь с разгоревшимися страстью глазами, наблюдали барабанный бой. Даже полусвятые сунидзи и ванапрасты с клочковатыми седыми бородами, с живым интересом следили за страшной схваткой. Под громкие споры, пари и всеобщее возбуждение оба барана свалились замертво. Потом на снежное плато вывели двух бородатых с черной свалявшейся шерстью яков (тибетский бык). Начертили полосу. Поставили яков по обе стороны, перевили рога каждого сырым ремнем и под всеобщие бодрящие крики паломников и удары кнута яки старались перетащить друг друга через полосу. Долго, но интересно.
Состязания животных кончились, и вся масса двинулась к природным ледяным горам. Теперь покажут себя люди. Надутые воздухом пузыри из кож яков в форме кренделя с палкой в центре заменяли наши салазки.
Смешно было видеть почтенных старцев, наряду с молодыми упругими сайксами, летящими вниз по снежной горе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.