Пятый год в таежной Сибири

Ф Березовский| опубликовано в номере №45, январь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Рыжкова!

- Кабанова!

Эти фамилии выкрикивали долго и настойчиво. Когда я предложил голосовать, поднялись почти все руки.

II. Расстрел митинга

ТАМ, ОКОЛО депо, бросилось в глаза следующее: на путях и около выходов стоят вооруженные солдаты с задержанных поездов; дежурные рабочие повсюду сняты; только около холодных паровозов толчется несколько засаленных фигур. Но ворота, ведущие в кузнечный цех, свободны от военной охраны. К воротам тянутся толпы рабочих и служащих. Мелькают фигуры женщин.

Перед началом митинга нам сообщили, что в клубе офицеров снова были совещания с железнодорожным начальством. Монтер депо и ревизор движения Углянский доказывали, что забастовку можно потушить немедленно, если повесить Березовского. Решения как будто не принято. Зато решено занять вооруженной силой все депо с вечера. Несколько паровозов уже заморожено, - благодаря наступлению сибирских холодов и неумелому обращению солдат.

А кузнечный цех был уже полон народом. Отсюда в соседний цех вели широкие двери и два окна. Двери были заперты. Через окна вдали видны были фигуры вооруженных солдат в мохнатых папахах. Рабочие мирно переговаривались с ними через разбитые стекла.

Мы решили не обращать внимания на присутствие солдат в соседнем цехе, и открыли митинг.

Трибуной служили все те же кожухи сухопарных колпаков.

Под гром аплодисментов объявили состав стачечного комитета и президиума.

Толпа бурно аплодировала ораторам.

В конце митинга была оглашена и принята программа наших требований.

От имени Зиминской группы с.-д. я предложил двинуться всем в поселок и хотел уже объявить митинг закрытым, но в этот момент из толпы кто-то попросил меня объяснить: что значит красный цвет нашего знамени. Я стал объяснять и готов уже был сказать: «объявляю митинг закрытым», как вдруг из машинного отделения донесся звук - похожий на рев медведя. Это ревел деповский гудок, призывающий мастеровых к работам. В нашем отделении мгновенно наступила тишина. Все тревожно устремили взгляды в сторону машинного отделения. А гудок ревел жалобно и протяжно. Наконец, всем стало ясно, что гудок провокационный. Группа возбужденных рабочих, стоявших близ двери, ведущей в токарный цех, с криком рванулась из толпы к двери и начала толкать ее, пытаясь открыть; они хотели проникнуть в машинное отделение с тем, чтобы оборвать гудок. Я успел только крикнуть:

- Товарищи!... Это провокация начальства!... Соблюдайте порядок!... бросьте!... не ломитесь!...

В этот момент раздался звук, похожий на треск сухой лучины.

Толпа замерла.

Около двери произошло какое-то замешательство.

Снова раздался треск лучины.

Я стоял на колпаке, смотрел в сторону двери, но не мог разобрать, что там делается: видел только, что рабочие отскочили от двери и заметались в толпе.

В третий раз затрещала лучина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены