Пять пословиц о песне

А Голубев| опубликовано в номере №974, декабрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заметки о Международном фестивале молодежной песни

Победители I Международного фестиваля молодежной песни - болгарская певица Богдана Карадочева и советский певец Николай Королев

«Плохую песню можешь петь, как хочешь» (Датская пословица)

Каждый из исполнителей фестиваля своей песней пытался подтвердить то, что он уже доказывал словами без музыки в бесконечных дискуссиях, которые происходили и в столовой, и на пляже, и вечером в баре, и в автобусах, доставлявших участников фестиваля из молодежного лагеря «Спутник» в здание сочинского театра. Происходившее в кулуарах фестиваля для музыкантов, певцов, композиторов и поэтов было иногда в какой-то мере гораздо интереснее звучавшего со сцены. Одни доказывали, что песня может называться молодежной только в том случае, если она поется «с колес», легко запоминается и сразу же. идет «в люди». Другие утверждали, что это условие не обязательно. Есть песни, исполнение которых под силу только профессиональным певцам, однако это не умаляет их достоинств, и их любит молодежь. Компромисс был достигнут признанием того факта, что современные песни можно грубо разделить на две группы. Песни, которые сразу же запоминаются, и ты поешь их сам. И песни, которые слушаются, и ты в лучшем случае поешь их вместе с певцом. Здесь проблема «что петь» переходит в другую проблему - «как петь». Все участники в один голос жаловались на недостаточное внимание музыкальных институтов к профессиональной подготовке молодых эстрадных певцов. Им зачастую приходится тратить массу времени на открытие уже давно открытых истин вместо того, чтобы творить новое. Поэтому так мало самобытных, ярких исполнителей. Кто будет учить молодых эстрадных певцов петь? Этот вопрос тревожил представителей и Польши, и Венгрии, и Советского Союза. Нужны новые формы подготовки, творческие мастерские, в том числе и такие, как международные фестивали. И еще на одном сошлись все исполнители: только плохую песню можно петь, как хочешь, а чудесные песни, которые поет наша молодежь, требуют и прекрасного исполнения.

«Хорошая песня не становится хуже от того, что ты споешь ее дважды» (Итальянская пословица)

Первой доказала справедливость этой пословицы польская певица Хелена Майданец. Это было в репетиционном полумраке, когда огромный зал театра был непривычно пуст. И только десятой журналистов да администраторы фестиваля слушали черновую работу певицы и оркестра. Скорее по необходимости, чем по желанию. Когда зазвучала первая музыкальная строка известной всем «Песенки о капитане», скептическая улыбка мелькнула на лице моего соседа: «Боже, какое старье!» Через пять минут он взял свои слова обратно. На наших глазах родилась новая песня. Капитан, в представлении Хелены Майданец - веселый, чудесный романтик, как бы еще помолодел. Он стал еще ближе юному слушателю, в какой-то мере оказался его сверстником, несмотря на разницу в возрасте. Фестиваль подчеркнул, что не только новую песню надо исполнять по-новому. Любая песня подвластна творческому воздействию певца. Лишь бы в исполнении песни всегда ощущался, прочитывался мир молодого человека. И это будет верной гарантией успеха.

«Все приходят к песне» (Французская пословица)

Как хотелось бы создать песню, чтобы после исполнения на фестивале ее запел на закрытии весь зал! Чтобы песня была, как веха, и по каждой такой большой и настоящей песне, а не по порядковому номеру впредь отличались фестивали друг от друга, - так сформулировал свое самое большое желание немецкий композитор Клаус Шнейдер. И этим выразил общую точку зрения. Сочинский фестиваль, к сожалению, не дал такой песни. А она была очень и очень нужна. Она могла бы стать тем оселком, которым бы опробовалось справедливое, четкое суждение о столь обтекаемом понятии, как молодежная песня. Что это такое - молодежная песня? Хорошую песню поют все. К хорошей песне приходят все. Не задумываясь о том, для какой возрастной группы она предназначалась своими создателями. Разве имеет такие границы песня Александры Пахмутовой «Нежность», песня Александра Колкера «Зависть» или «Песня о красной розе», которую исполнял Герхард Нееф из Германской Демократической Республики?! Разве образ из этой песни - Была эта роза, как кровь, как кровь, И смерти бледнее была любовь... - имеет какой-то возрастной ценз воздействия?! Смысл молодежной песни в том, чтобы побуждать молодежь петь вместе. Путь хоровой в данном случае уже устарел. Сейчас популярен другой - вокальные ансамбли, поющие под гитару. Возможно, что скоро пройдет и эта мода. Но дух массовости, который присущ молодежной песне, останется всегда. И этим она будет выделяться из сотен, может быть, столь же хороших и даже лучших песен.

«Каждая хорошая песня настроена на старый мотив» (Испанская пословица)

Взаимоотношения певца, с одной стороны, и создателей песни - композитора и поэта - с другой, не могут строиться на основах потребительской логики: что бы ни дали - все споем. Молодые певцы ведут упорную борьбу за свой репертуар. Им труднее, чем знаменитостям, сами имена которых страхуют порой даже неудачную песню от провала. Но известный певец слишком прочно стоит на якоре собственной славы, былых успехов, чтобы революционно экспериментировать. Молодому певцу терять нечего, кроме своей безвестности. Казалось бы, чего проще: настройся на модерновую волну - и успех тебе обеспечен! Но что такое модерн в песне? О нем было сказано немало и горьких слов. «Модерн нивелирует песни, как современная архитектура нивелирует аэропорты - они так похожи друг на друга», - с горечью признала Александра Пахмутова. И, развивая мысль Пахмутовой, чехословацкий певец Карел Блага добавил:

- Важно, чтобы в молодежной современной песне прекрасно сочетались и эстрадность исполнения, и современные ритмы, и политическая направленность, и национальные особенности... О таких произведениях мечтаю я как исполнитель. Конечно, это очень большие требования к песне, но тем не менее вполне справедливые. Такой взгляд характерен не только для мышления молодых создателей песен и исполнителей, но и в какой-то степени определяет их творческую манеру. Она особо ощутима на международных форумах, подобных сочинскому. Когда в исполнении каждым певцом даже знакомой, уже устоявшейся песни заметна ясная национальная самобытность.

«Темные углы освещаются песней» (Латинская пословица)

Молодежную песню, как никакую другую, прежде всего должен отличать хороший текст. В это понятие «хороший» вкладывается многое. Он должен быть поэтичен, злободневен, прост, доходчив. К сожалению, большинство песен, исполнявшихся на фестивале, страдало именно слабостью текстов. Только, пожалуй, в песне «Зависть» композитор уж слишком явственно пошел за поэтом К. Рыжовым, который, по общему признанию, создал наиболее сильный текст из всех звучавших песен. Итак, новая черта, присущая молодежной песне. Это не только та песня, которую поет молодежь, но которая волнует в первую очередь молодежь. Помогает решать ей ее специфические проблемы. Помогает познавать большой мир. И находить светлую дорогу среди жизненного лабиринта с многочисленными темными углами. Наше время характеризует обостренное внимание молодежи ко всем человеческим проблемам. Поэтому она так охотно поет песни политические. И, пусть это не прозвучит парадоксально, таковыми зачастую приходится признавать все: от маршевых песен до лирических. Песня дает как бы квинтэссенцию мысли, а зачастую и идеала. Далеко не каждому молодому уму под силу проанализировать и впитать в себя многочисленные идеи большой, хорошей, настоящей книги. А песня, как порция глюкозы, усваивается полностью и быстро. В этом сила молодежной песни; в этом кроются корни ее еще многих проблем, решить эти проблемы должны помочь последующие фестивали молодежной песни, которые отныне станут традиционными.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бомбы, пещеры, люди

Репортаж из осажденных районов Лаоса