Но почему же у нас всегда тан: с одной стороны, мечтаем научить героев всепоглощающей любви, а с другой, когда приходит она, мы ужасаемся как раз тому, что эта любовь все поглощает и все отметает на задний план? Доходит до того, что М. Каретникова всерьез называет эту сильную любовь результатом «сиротски преувеличенной», «неестественной» жажды любви. Другими словами, это болезнь.
Болезнь! Дурь! А может, эгоизм?! Наверное, не без этого!
В самом деле: пятнадцатилетняя девочка должна учиться, учиться на «хорошо» и «отлично», а не бегать за молодым архитектором.
Потому что учиться - это хорошо.
А «бегать» - это плохо.
В крайнем случае следует «разумно сочетать»: найти друга, с которым можно «организовать тыл жизни», то есть «освободить душевные силы для общественного труда».
Так высокопарно пишет М. Каретникова.
Говоря проще, она призывает к такой любви, которая освобождает... от любви. Призывает к любви, для которой не нужны «душевные силы». Призывает к любви, которая лишает нас «диалектики души» во имя «общественного труда».
А мы-то думали, что все наоборот, что это общественный труд следует организовать так, чтобы человек был не придатком, не рабом его, а господином.
И еще мы думали (признаться, тан и продолжаем думать!), что у настоящей любви всегда хватит и времени, и силы, и веры, а если не хватит- она возьмет и то, и другое, и третье! Ведь даже такой «творческий человек», как Паганини, «забыл» скрипну на год ради любимой женщины...
Трагедия шекспировских Ромео и Джульетты заняла всего пять дней, а сколько столетий она чем-то все время манит нас! Это началось сразу. Уже при жизни Шекспира пьесу издавали неоднократно. О многом говорит и тот факт, что в издании Шекспира 1623 года, находившемся в читальном зале Оксфордского университета, наиболее замусоленными оказались уголки тех страниц, на которых напечатана трагедия «Ромео и Джульетта», а из них более всего пальцы студентов потрепали страницы второго ночного свидания.
Итак, трагедию читали - и целиком и выборочно.
Мусолили уголки страниц.
Мечтали о такой же Джульетте.
Так шли века.
И вдруг пришел критик и сказал:
- Хватит! Нечего мечтать. У нас созданы все условия для любви, и именно поэтому всепоглощающая любовь будет нелепым, неразумным пережитком.
В самом деле: веронские влюбленные пять дней боролись с тем, что уже отжило свой век, было неразумно и нелепо (средневековая вражда семейств Монтекни и Капулетти).
Всепоглощающая любовь Гали, длившаяся три месяца, приводит к забвению учебы в техникуме, а ведь это - нужное и полезное занятие.
Итак, Галина любовь все-таки нелепа:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.